Об осеннем визите досточтимого геше Джампа Тинлея в столицу Республики Тува
19-го сентября в Туву пожаловал с визитом наш драгоценный Учитель, досточтимый геше Джампа Тинлей. Для тувинцев эта дата является особенной, так как двадцатью пятью годами ранее именно в этот день на тувинскую землю прибыл духовный лидер буддистов России Его Святейшество Далай-лама XIV. В дни приезда Геше-ла в честь празднования 25-летия со дня визита Его Святейшества Далай-ламы в Туву в Национальном музее республики организовали фотовыставку. Геше-ла был приглашён как почётный гость этого мероприятия. Драгоценный Учитель прочёл короткую молитву о долголетии Его Святейшества Далай-ламы.
Приезд Геше-ла в Туву, как всегда, поселил в сердцах тувинских учеников искреннюю радость, глубочайшее почтение и благодарность за подлинные знания, которое дарует драгоценный Наставник. На этот раз темой лекций стала троичная тренировка, включающая развитие нравственности, сосредоточения и мудрости. Самое важное в религии – чистота ума. Учитель рассказал, как сделать ум чистым с помощью троичной тренировки. Тренировка нравственности основана на ясном понимании закона кармы. Геше-ла напомнил, что десять позитивных кармы тела, речи и ума должны стать нашей практикой в повседневной жизни. Три позитивные кармы тела таковы: отказаться от убийства и спасать жизни других; отказаться от воровства и практиковать щедрость; отказаться от прелюбодеяния и уважать мужей, жён других людей. Четыре позитивные кармы речи: не лгать и всегда говорить правду; не злословить и своей речью создавать гармонию между людьми; не грубить и всегда разговаривать вежливо и с уважением; не пустословить и говорить значимые вещи о делах, Дхарме или научных открытиях. Геше-ла рассказал также о трёх позитивных кармах ума. Закон кармы гласит, что если мы вредим другим, то косвенно вредим самим себе. Учитель также напомнил, что буддизм – религия, но в буддийской философии используется практически научный подход.
Сосредоточение и мудрость развиваются с помощью медитации. Лама Цонкапа говорил, что медитация – это приучение себя к позитивному образу мышления. Когда ум привыкает к позитивному мышлению, привычка к негативным мыслям ослабевает. Геше-ла также говорил, что последователи Будды должны совершать четыре акта ненасилия: 1) если вас критикуют, не критиковать в ответ; 2) если на вас злятся, не злиться в ответ; 3) если вас ругают, не ругать в ответ; 4) если даже вас бьют, не бить в ответ. Драгоценный Наставник посоветовал никогда не использовать негативное состояние ума в качестве инструмента решения вопросов, использовать только позитивное состояние ума. Привычка к позитивному образу мышления помогает гораздо легче развить шаматху. Для развития шаматхи важно знать четыре главных положения: отречение – хозяин медитации, вера и уважение открывают дверь в медитацию, суть медитации – неблуждание, а результат медитации – свобода от омрачений.
Объясняя, почему хозяин медитации – это отречение, Геше-ла рассказал о том, как развить отречение с помощью понимания четырех благородных истин. Будда давал учение о четырех благородных истинах с трёх точек зрения: с точки зрения сущности, функции, функции и результата.
Четыре благородные истины с точки зрения сущности Будда преподал своим первым пяти ученикам. Подробный комментарий с точки зрения функции Будда преподал большой группе учеников. Будда сказал: «Распознайте благородную истину о страдании, отбросьте благородную истину об источнике, осуществите благородную истину о пресечении, медитируйте на благородную истину о пути». С точки зрения функции он говорил: «Необходимо распознать благородную истину о страдании, отбросить благородную истину об источнике страдания, осуществить пресечение омрачений и медитировать на благородную истину о пути». Осуществить благородную истину о пресечении можно с помощью мудрости, познающей пустоту.
Четыре благородные истины с точки зрения функции и результата Будда объяснял так: «Распознайте благородную истину о страдании, но распознавать нечего». Геше-ла дал обычную и необычную интерпретации этого учения. Учитель напомнил, что всепроникающее страдание – основа всех остальных страданий. «Устраните благородную истину об источнике, но устранять нечего». Если однажды устранить омрачения, не нужно будет устранять их снова и снова, и это безупречное счастье. Третья строка: «Осуществите благородную истину пресечения, но осуществлять нечего». Будда говорит, что безупречное счастье не нужно искать снаружи, его нужно искать внутри себя и осуществить пресечение страданий, то есть обрести ум, свободный от омрачений.
Четвёртая строка: «Медитируйте на благородную истину о пути, но медитировать не на что». Все омрачения в нашем уме коренятся в неведении, а оно устраняется с помощью прямого познания пустоты. Чтобы постичь пустоту напрямую, нужна шаматха, а также бодхичитта и отречение. Если с помощью шаматхи разовьете спонтанные отречение и бодхичитту, вы вступите на путь накопления. Учитель сказал, что, если кто-то из Тувы вступит на первый путь, станет бодхисаттвой, это будет невероятно! Тува станет святым местом. Спонтанная бодхичитта создает неисчислимые заслуги и очищает негативную карму множества жизней. Бодхисаттва, даже если он не имеет прямого познания пустоты, благодаря драгоценному уму, который заботится о других больше, чем о себе, становится выше всех арьев и архатов Хинаяны. Когда с помощью шаматхи вы обретете концептуальное познание пустоты, вы вступите на путь подготовки.
Геше-ла напомнил, что буддийское учение можно сохранить, накапливая знания и медитируя. Учение Будды сохранится в Туве, если каждый человек будет хранить теоретическое учение и учение реализаций в своём сердце и уме, а также передаст эти знания молодому поколению, своим детям. Учения, которые Геше-ла даровал Туве в эти четыре дня, оставили в сердце каждого человека удивительно теплые чувства доброты, любви и благоговения. Спасибо драгоценному Учителю за возможность получать подлинные знания! Будьте нашим Учителем из жизни в жизнь! Даруйте нам драгоценный нектар Дхармы!