Как развивать свой ум на основе трёх аналогий. Учение в Уфе
С 17-го по 20-е мая Геше-ла даровал учение жителям Уфы. На первой лекции он объяснил, как развивать свой ум на основе трёх аналогий. Мы много работаем, чтобы сделать нашу жизнь лучше, но по-настоящему эффективную работу выполняем очень редко. Укрощение ума — это самая эффективная работа — такова первая аналогия. Учитель проиллюстрировал это положение историей из жизни Будды. Однажды Будда со своими учениками пришел на берег реки, там к нему подошёл индуистский йогин и спросил, умеет ли Будда ходить по воде. Будда ответил, что не умеет, тогда йогин начал высмеивать Будду и его учения, не дающие таких сверхспособностей. «Сколько ты учился ходить по воде?» — обратился Будда к йогину. «Всю жизнь», — с гордостью ответил тот. Тогда Будда подозвал лодочника и спросил, сколько стоит перебраться на противоположный берег. «Сто рупий», — ответил лодочник. «Видишь, цена твоей реализации — сто рупий», — сказал Будда. Мы прикладываем неимоверное количество усилий, чтобы подчинить себе материю или контролировать других людей, но, во-первых, невозможно контролировать всё, во-вторых, достигнутый нами контроль не приносит нам особой пользы, как и умение того йогина ходить по воде. Гораздо лучше научиться контролировать свой ум. Это возможно, а кроме того, — даёт невероятный результат: когда наш ум нам послушен, мы можем спать или не спать, думать или не думать о чём-то по своему желанию, также мы даем возможность нашим близким немного отдохнуть от нашего контроля.
Вторая аналогия — укрощение ума как исцеление от болезни омрачений. Когда мы заболеваем, мы серьезно относимся к лечению, но при этом не прилагаем усилий к излечению от самого тяжёлого из наших заболеваний — хронической болезни омрачений. Все наши страдания — лишь симптомы этой основной болезни. Для того чтобы её распознать, нужно учение по четырём благородным истинам и Праманавартике. Чтобы излечиться, нужно выполнять три тренировки: нравственности, сосредоточения и мудрости или (для практикующих Махаяну) развивать шесть совершенств.
Третья аналогия — укрощение ума подобно заботе об экологии нашей планеты. Когда обыватели мыслят чуть шире бытовых проблем и благополучия своей семьи, они начинают заботиться об экологии, и это прекрасно. Но еще важнее — заботиться об экологии своего ума. Здесь мы способны на большие изменения, и здесь катастрофы не приходят извне. Мы улучшаем экологию ума, когда любим и уважаем других, а не завидуем им. Два главных фактора, разрушающих экологию ума, — омрачения и отпечатки негативной кармы. Уменьшая эти факторы, мы заботимся об экологии ума. Для полного укрощения ума нужна випашьяна, а для неё — шаматха, чтобы реализовать шаматху, мы должны немного усмирить свой ум пониманием учения. На лекции в центре «Тушита» Учитель также объяснил, каким образом практика тантры преобразует экологию нашего ума.
В этот приезд Геше-ла учил о четырех благородных истинах, очищении от негативной кармы, взращивании любви и сострадания. Учитель говорил: «Так же, как перед выходом из дома вы проверяете, есть ли в кармане телефон, вы должны всякий раз проверять, есть ли Дхарма в вашем уме». Теперь Учитель будет приезжать в Уфу только раз в год, поэтому наша ответственность за сохранение Дхармы в наших умах возрастает. Учитель будет больше времени уделять индивидуальной практике, и нам нужно следовать его примеру.