Чистота ума и пустота чистого ума — это тождество?

Данные о себе
Имя: 
ДЦ "Тушита"
Город: 
Уфа

Вопрос: Чистота ума и пустота чистого ума — это тождество?

Ответ: Здесь уместно провести различие между относительной природой чистоты ума и абсолютной ее природой. Относительная природа чистоты ума заключается в том, что по природе ум свободен от омрачений. Так, по своей относительной природе вода чиста, в ней нет грязи. В силу этого факта воду можно очистить от грязи. Таково же и наше сознание.
Что касается абсолютной природы сознания, то она ничем не отличается от абсолютной природы всех остальных феноменов. Отличаются лишь основы для обозначения, а абсолютная природа ума — это то же самое простое отсутствие отрицаемого объекта, то есть пустота. Ум пуст от того, каким мы его воспринимаем, он пуст от конкретного, объективного существования. Такого существования он был лишен изначально.
В некоторых коренных текстах сказано: «Нечего отбрасывать, ничего утверждать. Увидев реальность такой, как она есть, ты освободишься от сансары». Это значит, что в абсолютной природе сознания нельзя ни что-либо отбросить, ни что-либо утвердить. Она чиста с безначальных времен. А под чистотой здесь следует понимать простое отсутствие отрицаемого, то есть самобытия. Вне зависимости от того, приходил Татхагата или нет, пустота существовала всегда. Пустота не возникла вследствие того, что Татхагата проповедовал о ней. Она существовала, существует и будет существовать всегда. В «Абхисамаяаланкаре» Майтрейя говорит о двух видах природы будды. Одна из них называется естественно пребывающей, а другая — возрастающей. Естественно пребывающая природа будды — это не что иное, как пустота ума. Поскольку сознание зависит от причин и условий, оно пусто от самобытия. Итак, в этом отношении сознание является «изначально чистым». Под этой изначальной чистотой понимается пустота ума, а не относительная его природа. Многие люди неверно понимают это утверждение и вследствие этого неправильно интерпретируют термины Майтрейи «изначально чистое осознавание» и «изначальная чистота ума». Это не что иное как пустота ума, то есть естественно пребывающая природа будды.
Что такое возрастающая природа будды? Здесь имеется в виду относительная природа ума. Изначально наш ум не является чистым, но в силу того, что по природе он свободен от омрачений, его можно постепенно очистить или развить.
 

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа