Почему в Прасангике Мадхьямике объект отрицания — это объект восприятия зрительного сознания? Объектом каких видов достоверного познания является объект отрицания в Прасангике Мадхьямике?
Вопрос: Почему в Прасангике Мадхьямике объект отрицания — это объект восприятия зрительного сознания? Объектом каких видов достоверного познания является объект отрицания в Прасангике Мадхьямике?
Ответ: Согласно Мадхьямике Прасангике, все феномены в том виде, как мы их сейчас воспринимаем, являются объектами отрицания. Дело в том, что все они являются нам, то есть кажутся нам, самосущими, в то время как в реальности они лишены подобного кажущегося способа бытия. Например, в данный момент стол является вам как некий самосущий стол. Школа Мадхьямика Сватантрика утверждает, что воспринимаемый нашими органами чувств самосущий стол не является объектом отрицания. Иными словами, по мнению этой школы, подобное восприятие стола достоверно. Если бы видимость самобытия вещей была объектом отрицания, то мы не могли бы вести речь о достоверном познании, считают мадхьямики сватантрики. Прасангики говорят, что самосущий стол, который мы воспринимаем, является объектом отрицания — просто потому, что никакого самобытия у стола нет. Согласно Прасангике, наше сознание будет ошибочным с точки зрения восприятия вещей вплоть до восьмого бхуми. Но тот факт, что наше сознание ошибочно с точки зрения восприятия, не мешает ему достоверно познать стол в целом. Поэтому, указывают прасангики, сознание, воспринимающее объект, может быть одновременно и ошибочным, и достоверным. Восприятие самосущего стола является ошибочным сознанием, но познание стола как такового достоверно. Мы можем познать стол, но его восприятие не является совершенно чистым, к нему примешано заблуждение относительно самобытия стола. Тем не менее, стол существует, поэтому наше познание, удостоверяющее факт его существования, достоверно.
Например, если вы смотрите на снежную вершину горы через темные очки, то воспринимаете цвет снега искаженно — он кажется вам темнее, чем есть на самом деле. Итак, ваше восприятие ошибочно, но при этом вы познаете снежную вершину горы достоверно. Ошибочность восприятия не лишает достоверности ваше познание горы. В общем, мы можем ошибиться в восприятии цвета объекта, но сам объект мы все-таки познаем верно. Низшие философские школы утверждают, что если сознание ошибочно, в нем не может быть ничего достоверного. Уникальность воззрения Мадхьямики Прасангики состоит в том, что ошибочное сознание и достоверное познание не являются полным противоречием. Ошибаемся мы в своем восприятии объекта, но в целом познаем объект безошибочно. Это тонкий момент, который не способны понять философы низших школ.