Официальная делегация монастыря Сера Мей на летнем байкальском ретрите. Речь Текчена Тулку Ринпоче.
В этом году по приглашению Досточтимого геше Джампа Тинлея в качестве почетных гостей на всероссийском летнем байкальском ретрите по Ламриму присутствовали члены официальной делегации монастыря Сера Мей под руководством Досточтимого Текчена Тулку Ринпоче. Учение Досточтимого Геше-ла по практике необычной Гуру-йоги — союзу блаженства и пустоты, а также разделу випашьяны Среднего Ламрима сопровождалось ежедневной работой шести высококвалифицированных держателей традиции тантры Будды Медицины, благодаря которой всем участникам ретрита посчастливилось стать свидетелями подлинного обряда возведения и разрушения мандалы Будды Медицины, получить благословения божества мандалы, а также участвовать в строительстве ступы Примирения, освященной членами делегации тибетских лам согласно многовековой традиции монастыря Сера Мей. (см. видео)
По мнению многих участников байкальского ретрита одним из самых ярких событий этого года стали вечерние дебаты мастеров философии, обладающих высшей ученой степенью геше-лхарамба, прошедшие под руководством Досточтимого геше Джампа Тинлея. Общим впечатлением для всех присутствующих стало чувство сопричастности к богатой и глубокой традиции философских знаний и практических реализаций, в которой вот уже скоро 30 лет как нас воспитывает Трижды добрый учитель Досточтимый Геше-ла, - традиции, вобравшей мощное благословение выдающихся индийских и тибетских мастеров буддизма махаяны.
В заключительный день общего ретрита Досточтимый Текчен Тулку Ринпоче выступил с речью, отражающей атмосферу духовного родства, царящую этим летом в Байкальском медитационном центре (см. видеозапись):
"Сегодня я хочу сказать несколько слов членам буддийских центров геше Тинлея, всем тем, кто приехал сюда со всей России. Я произношу эти слова не от себя лично, а в качестве представителя монастыря Сера Мей. Я вижу результат работы, которую геше Тинлей по поручению Его Святейшество Далай-ламы вел в России в течение многих лет. Сохранить учение Будды можно благодаря обучению и медитации, и геше Тинлей уделяет много внимания буддийскому образованию и, кроме того, помощи ученикам в развитии шаматхи, и это очень хороший, подлинный способ сохранения буддийского учения в России. Очень важно сохранить два вида учения Будды – теоретическую Дхарму и Дхарму реализации. Для сохранения теоритического учения необходимо изучать Дхарму все глубже и глубже; вначале, возможно, у вас не было особого понимания Дхармы, но теперь оно постепенно улучшается. Дхарму реализаций вы можете сохранить посредством медитации, и самое ее начало, фундамент – развитие шаматхи.
Я посещал много разных стран, видел разнообразные буддийские центры, но нигде не встречал систему, подобную той, что создал здесь геше Тинлей. Передавая теоретическое учение, он не просто дает комментарий к каким-то маленьким текстам, он излагает вам самую суть пяти великих трактатов буддийского учения; наставления по развитию шаматхи тоже преподносятся систематически – вот такую образовательную систему я не видел нигде. Во многих центрах я наблюдал такую картину: небольшая группа людей собирается вместе, проводит ритуалы, затем приезжает Духовный Наставник, дарует им посвящение, после этого они отправляются в ретрит, начитывают какое-то количество мантр – обычно ситуация именно такова. Но системы, которую создал здесь геше Тинлей, я не встречал нигде. Геше-ла тоже может давать посвящение, но делает это редко, а основное внимание уделяет передаче учения Ламрим, а также основных трактатов. Такое действительно встречается крайне редко.
Если говорить об условиях для медитации в вашем ретритном центре, то, во-первых, вы получаете полное учение, во-вторых, у вас есть место, благоприятное для практики, в-третьих, есть все необходимые благоприятные условия для медитации. Я сам, проведя какое-то время в вашем Доме шаматхи, могу сказать, что вам невероятно повезло иметь такое место для практики.
Я вижу, что у многих из вас хорошая преданность Духовному Наставнику, тем не менее, всегда бывает так, что в какой-то группе людей кто-то нарушает преданность Гуру: вначале человек слушает наставления, затем отворачивается от Учителя, критикует его. Тем не менее, у вас очень хорошая преданность Духовному Наставнику, и я по-настоящему от всего сердца это ценю.
В мире можно встретить много различных учений, но вы входите в число тех немногих счастливцев, кому удалось получить полное учение, переданное Дже Цонкапой. В некоторых странах, чтобы получить учение, люди вынуждены отдать всю зарплату, из-за высокой цены Дхарма становится доступной не для всех. Нет ничего важнее учения, вы не напрасно потратили деньги на самолет и приехали. Вы приехали с благой целью – получить буддийское учение, и это достойно уважения.
Омраченные неведением, мы рождаемся слепыми, как маленькие щенята. Кто помогает нам открыть глаза? Наставник, который показывает нам истинный духовный путь.
«Дже Цонкапа» – большая организация, кто-то из ваших братьев не смог приехать сюда, а у кого-то, даже если они здесь, не хватает преданности Учителю. Когда живой Наставник пребывает с вами, если у вас возникло омрачение, вы должны его распознать, проявить осознанность и раскаяться, пока Наставник рядом. Это будет хорошо для вас: если Наставник примет ваше раскаяние, вы порадуете его и тем самым очиститесь от своей негативной кармы. В Ламриме сказано, что, если Наставника уже нет в живых, можно раскаиваться перед его одеянием или в том месте, где прежде пребывал Гуру, допустим где-то на Байкале. Я привожу это как пример, если когда-то так будет. Продолжайте развивать свои благие качества, прилагать усилия в этом направлении. Кроме того, молитесь, чтобы из жизни в жизни не расставаться со своим Наставником! Нам, тибетцам, должно быть стыдно, что у нас нет такого Наставника.
Мы с вами стали уже близки как ваджрные друзья, ваджрные братья и сестры. Если я что-то скажу неправильно, от всей души прошу меня простить. У Геше-ла большая организация, а в большой организации есть плохие люди, а есть хорошие. Если плохие люди допустили ошибку, всегда смотрите: «А какие ошибки и проступки допустил я? Как можно это исправить?» Думайте так. Когда в такой большой организации кто-то нарушил преданность коренному Духовному Наставнику, по отношению к такому человеку нужно проявлять сострадание, потому что тем самым он накопил карму переродиться в низших уделах. Нужно указать ему на ошибку, направить на путь, сказать, что подобные действия неприемлемы, что тем самым он создает негативную карму. Попытайтесь на него повлиять.
За эти дни мы все стали как родные: вместе ели, проводили время. Когда находимся мы с Геше-ла, мы никогда не пустословим, говорим только по существу: обсуждаем книги, задаем друг другу вопросы, делимся знаниями.
Лама Цонкапа говорит, что нужно научиться различать плохих наставников и хороших. Есть учителя, которые покажут вам истинный путь освобождения, а есть и те, кто показывают путь в ад. Я лишь привожу пример, а вы будьте бдительны!
Геше-ла тяжело трудится, прилагает много усилий ради своих учеников. Прежде я встречал Геше-ла, но не знал его близко, не знал, что он такой веселый человек, скромный, обладающий таким багажом знаний. Сейчас, когда мы уже столько общались и узнали друг друга лучше, я понял, что не могу даже приблизиться к нему в плане способностей – достоинства Геше-ла очень велики. Таково мое восприятие, я так вижу, и у меня нет привычки специально восхвалять, превозносить кого-то. Сакья Пандита приводил такой пример: человек с хорошим интеллектом и большими достоинствами подобен цветку, ароматом своих достоинств он привлекает других людей, как цветок привлекает пчел и других насекомых.
У Геше-ла очень много центров и филиалов, о которых мы не знаем, есть центр даже в Монголии, и это действительно вызывает восхищение. Люди, обладающие острым интеллектом и знаниями, понимают, где учение дается хорошо, приходят именно в такие центры и извлекают пользу. Здесь вы получаете учение бесплатно, а в некоторых других центрах на лекции приходится покупать билеты, и у бедных людей нет возможности практиковать Дхарму. Здесь и богатые, и бедные одинаково могут получать учение, пользоваться всеми благоприятными условиями, это мы видим. Определенно Геше-ла дает вам полную свободу пользоваться всеми условиями ретритного центра. Вы должны понимать, что ваш Учитель и организаторы этого ретрита – хорошие люди. В других центрах дают посвящения, проводят ритуалы, а учение так глубоко не объясняется. У тибетцев есть поговорка: если сладко кушаешь, о кислом забываешь. Так бывает, когда вы не понимаете, сколько хорошего для вас делают другие. Здесь есть все благоприятные условия для изучения и практики Дхармы, и это значит, что вы очень счастливые люди!
Часто происходит так, что там, где учение развивается, появляются какие-то внешние вредоносные силы, демоны, и пытаются помешать. Вы должны это осознавать как препятствия, возникающие на вашем пути Дхармы. Такова природа человека в любом обществе: когда один развивается, другие тянут его за ноги, мешают идти вперед; такое происходит и в религиозных центрах. Когда благие деяния Геше-ла получают развитие, появляется много учеников, другие люди начинают ему завидовать и используют любые средства, чтобы нанести ему ущерб. Возможно, на вашем пути попадутся те, кто будет давать вам плохие советы, в этот момент, как сказано в «Большом Ламриме», нужно понимать достоинства Наставника и памятовать о них.
В этом году двенадцать человек садятся в ретрит по шаматхе, а на следующий год – другие двенадцать человек, и это действительно вызывает уважение и восхищение! В дальнейшем, куда бы я ни поехал за рубежом, я буду приводить в пример геше Джампа Тинлея и его центры, делиться вдохновением, которое я здесь почувствовал, и советовать практиковать так, как это делают в вашем ретритном центре. Геше-ла преподает так, что у меня возникло желание познакомить других людей с его системой обучения и практики.
Не останавливайтесь в своем развитии! Чтобы каждый год по двенадцать человек уходили в ретрит по шаматхе, чтобы поток их сознания развивался, чтобы они достигли реализации, им необходимо проявлять упорство в изучении и практике Дхармы, результат их ретрита очень сильно от этого зависит. Даже когда вы входите в ретритное помещение, тем самым вы уже создаете очень глубокий отпечаток. Если ваш ретрит пройдет хорошо, вы станете в какой-то степени держателями буддийского учения. Вы должны этому сорадоваться! Помните об этом, даже когда учения закончатся, храните их в своей памяти.
Разговоры о медитации вас вдохновляют, но когда вы сами начинаете медитировать, вы понимаете, что это очень трудно, а в ретрите по шаматхе вы вынуждены медитировать шесть месяцев. Если все эти шесть месяцев вы будете даже слушать учение и размышлять над ним, вы почувствуете, насколько ваш ум изменится. Нужно понимать, что это хорошая возможность. Многие хотят медитировать, попасть в ретрит по шаматхе, они тревожатся в душе, и это говорит о том, что у них большое стремление к практике. Когда буддийские знания обретают те, у кого есть дети, они должны делиться с подрастающим поколением, передавать это знание, чтобы оно не прерывалось.
От монастыря Сера Мей мы хотим вручить небольшой подарок тем, кто уходит в ретрит по шаматхе в этом и в следующем году. У нас в монастыре Сера Мей около двух тысяч монахов, Геше-ла – тоже выпускник Сера Мей, и все две тысячи монахов всегда молятся о том, чтобы были созданы причины и условия для того, чтобы все существа практиковали Дхарму, чтобы достигли пути просветления. В зависимости от причин и условий у нас возникают разные трудности: болезни, смерть и прочие, и монахи будут молиться о том, чтобы в вашем ретрите таких трудностей не возникло, чтобы вы не испытывали страданий".