Является ли божество объектом любви и объектом привязанности?

Данные о себе
Имя: 
Без имени (архив)
Город: 
Уфа, Башкирия

Вопрос: Геше-ла, в одной из своих лекций Вы сказали, что объект любви — это живое существо, которому недостает счастья. Является ли божество объектом любви? Если да, получается, что божеству не хватает счастья? С другой стороны, Вы говорили также о том, что объект привязанности — это существо, приносящее нам пользу. Божество полезно нам, верно? Означает ли это, что божество является объектом привязанности?

Ответ: Строго говоря, божество не является объектом любви. Если бы божество было объектом любви, из этого бы следовало, что божеству недостает счастья. Но если кто-то не является объектом любви, это не значит, что его нельзя любить. Можно любить кого-то и через почитание, осознавая его доброту к нам. Поэтому мы можем любить божество, но оно не является объектом любви. Объект любви — это живое существо, которому не хватает счастья.
Кроме того, божество не является и объектом привязанности. Объект привязанности — это то, чьи качества мы преувеличиваем, считаем, что этот объект чрезмерно полезен для нас. И потому мы не хотим расставаться с объектом нашей привязанности. Иногда люди воспринимают и божество как объект привязанности, но это неверно. Когда мы к чему-то привязаны, мы не видим реальность этого объекта, мы видим лишь те качества, которые ему приписываем. Итак, основа привязанности недостоверна. Из-за привязанности к божеству или к религии люди могут стать фанатиками. Это очень опасно. Поэтому божество, религия не должны вызывать у нас привязанность. Это объекты нашего почитания, объекты молитвы.
 

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа