Победу над омрачениями может одержать каждый
С 4-го ноября по 15-е декабря досточтимый геше Джампа Тинлей даровал подробные наставления по буддийской философии в Московском буддийском центре Ламы Цонкапы. Во время лекций досточтимый геше Тинлей сказал, что большую часть времени в течение дня его ученики посвящают заботе о счастье текущей жизни, поэтому во время духовной практики важно придерживаться мотивации укротить свой ум ради принесения блага другим и не отвлекаться на мирские заботы, тогда практика Дхармы станет драгоценным временем.
Учитель подчеркнул, что важно осознавать, какие намерения стоят за нашими действиями. Намерение — сила, определяющая, позитивную карму мы накапливаем или негативную. Сейчас многие люди не могут достичь прогресса в духовной практике из-за своих эгоистичных намерений.
Драгоценный Учитель сказал, что и в буддизме, и в бизнесе выделяют разные уровни мотивации. Низший уровень мотивации в бизнесе — забота о выживании, в буддизме — о счастье текущей жизни. Чтобы в духовной практике поднять мотивацию на более высокий уровень, необходимо задаться вопросом, существует ли жизнь после смерти. Дхармакирти в «Праманаварттике» убедительно доказал, что после смерти наше сознание продолжит существовать. Зная, что у жизни нет ни начала, ни конца, и помня о существовании высших и низших миров, мы хотим сделать свою будущую жизнь безопасной, избежать рождения в низших мирах — так уровень нашей мотивации повышается. С этого момента начинается настоящая практика Дхармы и поиск надежных объектов прибежища.
Следующий уровень мотивации связан с успехом. Подлинный успех духовной практики заключается в освобождении от омрачений. Обрести полностью здоровый ум, в потоке которого не возникает негативных состояний, — невероятный успех.
Самый высокий уровень мотивации в буддизме связан с личным вкладом в благополучие других. Только жизнь Будды по-настоящему значима для других, потому что он развил весь потенциал своего ума и избавился от всех ограничений.
Наше собственное счастье и счастье других зависит от соблюдения закона кармы. Став источником счастья для других существ, мы сами всегда будем счастливы, а причиняя страдания, согласно закону кармы, неизбежно столкнемся с негативными последствиями собственных действий. Духовный Наставник сказал, что закон кармы — надежная опора, которая никогда не подведет.
Желая обрести счастье, мы вынуждены подробно изучать страдания: их виды, причину и механизм возникновения. Будда учил, что есть три вида страдания: страдание страданий, страдание перемен и всепроникающее страдание, только он говорил об устранении самого тонкого вида страданий — всепроникающего.
Все сансарические проблемы живых существ вызваны «бактерией омрачений» в уме. Пока мы не избавимся от источника болезни омрачений, все симптомы сансарического недуга, проявляющиеся в виде недовольства, ментальных страданий, депрессии, разочарования, никогда не прекратятся. Корнем всех омрачений является неведение. Грубое неведение — непонимание, заблуждение, ошибочные взгляды; тонкое неведение — цепляние за истинное существование своего «я» и феноменов. У омрачений нет достоверной основы, поэтому каждый может одержать победу над своими негативными эмоциями.
Мы можем долго пребывать во власти негативных мыслей, потому что считаем, что у них есть прочные основания, на самом деле они возникают в нашем уме лишь по привычке, а не потому, что для них есть реальный повод. Самый страшный самообман, как говорит Учитель, — полагаться на негативные эмоции в надежде стать счастливее.
Поскольку наше мышление ограниченно, позитивные эмоции не задерживаются в наших умах надолго. Ум бодхисаттвы необычайно богат, поэтому он всегда счастлив. Нужно стремиться обогащать свой образ мыслей, поскольку у всех позитивных состояний ума есть достоверная основа. Сначала во время медитации мы приучаем свой ум к позитивному мышлению, затем, упражняясь в шаматхе и випашьяне, приходим к тому, что любовь и сострадание возникают в уме спонтанно и становятся безграничными.
Ум существует с безначальных времен, и каждое живое существо в той или иной жизни было нашей матерью и проявляло к нам невероятную доброту, но сейчас не узнает нас и под влиянием негативных эмоций совершает вредоносные действия. Сансарические существа рождаются под властью омрачений, из-за этой дебютной ошибки их жизнь начинается со страданий и заканчивается страданиями. Понимая это, мы не станем завидовать, будем испытывать только сострадание ко всем живым существам в сансаре.
Все существа одинаково хотят счастья и не хотят страдать. Если мы считаем, что чужие страдания нас не касаются и нужно заботиться лишь о собственном благе, — это
очень узкий образ мыслей. Досточтимый Наставник сказал, что, заботясь о других, мы становимся сильнее, а приняв ответственность за всех живых существ, будем самыми сильными людьми в этом мире.
Исцелить всепроникающее страдание, укротить свой ум, избавиться от омрачений можно с помощью медитации. Но прежде чем начать медитировать, необходимо слушать учение и размышлять над ним. Изучая буддийскую философию, не нужно слепо принимать ее положения, используйте критический анализ на основе логики. «Логика — это глаз мудрости, с помощью которого можно понять, что верно, а что нет», — сказал драгоценный Учитель.
Приступая к медитации, нужно знать точный механизм возникновения позитивных состояний ума, а для этого нужен фундамент. Для обретения богатства мудрости Духовный Наставник посоветовал читать книги издательства «Дже Цонкапа». Также он сказал: «Нужно учиться так, как будто вы будете жить вечно, а копить богатство так, как будто умрете завтра».
Потенциал ума любого живого существа безграничен. С точки зрения возможностей его развития нет разницы между мужчинами и женщинами, молодыми людьми и пожилыми, — все могут достичь состояния будды. Досточтимый Учитель сказал, что мы стараемся контролировать других, но в действительности нужно контролировать лишь собственный ум. Правильное поведение, сосредоточение и мудрость — это троичная тренировка для укрощения ума. Наш ум сейчас, словно дикий слон, создающий проблемы самому себе. Если укротить дикого слона ума, не нужно будет искать покой где-то вовне. Дикий слон ума постоянно блуждает, поэтому его нужно привязать к объекту медитации с помощью веревки внимательности, а затем усмирить крюком бдительности. Эта краткая аналогия раскрывает суть развития однонаправленного сосредоточения.
Развив шаматху, мы переходим к анализу абсолютной природы феноменов. В тексте Дже Цонкапы «Ламрим Ченмо» в разделе «Випашьяна» объясняется, как проводить абсолютный анализ природы феноменов. В ходе анализа мы приходим к убежденности, что не существует ничего самосущего, и в этот момент в теле и уме появляется безмятежность. Такой анализ природы реальности на основе шаматхи называется випашьяна.
Духовный Наставник напомнил своим ученикам о трех вещах, которые важны для любого человека: карьера, здоровье и забота об уме. Учитель подчеркнул, что последователи школы Гелуг всегда придерживались реалистичных взглядов на жизнь, и предостерег своих учеников от того, чтобы мечтать о достижении сверхъестественных способностей или «взлетать» после очередного ретрита. Цель нашей практики — не обрести, а потерять. Нам нужно потерять омрачения, цепляние за самобытие «я» и феноменов. Пока длится наша драгоценная человеческая жизнь, нужно инвестировать 30 минут своего времени в чистую духовную практику, выполняя свои ежедневные обязательства, благодаря этому мы достигнем собственного счастья и сможем принести счастье другим.