"Наша жизнь – следствие наших мыслей"

«Наша жизнь – следствие наших мыслей, поэтому очень важен здоровый образ мышления и опасны ошибочные знания, питающие омрачения» – с этого наставления началось учение в Уфе, которого мы так долго ждали. Конечно, мы слышали такие наставления и прежде, но из уст Учителя, особенно после долгого перерыва, каждое слово буддийского учения воспринималось как глоток свежего воздуха, когда выходишь из душного помещения, – как что-то настоящее, живое, искреннее, преобразующее ум. «…Поэтому так важно тщательно выбирать Духовного Наставника. И жену», – заканчивает Учитель фразу. Он шутит про семейную жизнь, про жен с тяжелым характером, у которых, как и у всего на свете, есть две стороны: с ней нелегко, зато она помогает тренировать терпение. А мы получаем редкую возможность не только услышать учение, но и увидеть своими глазами того, чей чистый ум способен любой жизненный опыт превратить в практику Дхармы.

Геше-ла говорит нам о внутренней чистоте и честности, приводя в пример великих мастеров, таких как геше Потова, а мы видим живой пример этих качеств в жизни и деятельности нашего досточтимого Учителя. Он действительно полностью удовлетворен, счастлив и не ищет счастья «где нас нет», поэтому даже просто быть рядом и слышать его – все равно что пить из чистейшего источника. А как же счастливы те, кто будет все это несметное богатство применять! И как же не хочется упустить этот драгоценный и редкий шанс!

В этот раз было рассказано много историй из жизни Будды и великих мастеров прошлого, а также шутливых историй с глубоким смыслом – прекрасных эмоциональных иллюстраций учения о тренировке ума, в первую очередь – о необходимости преодоления восьми мирских дхарм, или цепляния за четыре объекта привязанности: похвалу, богатство, славу и временное счастье.

Общая структура учения в Уфе была основана на молитве мастеров Кадам: «Пусть мой ум обратится к Дхарме, пусть моя Дхарма вступит на путь, пусть путь будет свободен от ошибок и пусть все препятствия растворятся в сфере пустоты». Четыре фразы этой молитвы указывают на четыре этапа пути укрощения ума. На первом этапе, чтобы повернуть ум к Дхарме, практикующий устраняет восемь мирских дхарм, а поскольку их не устранить волевым усилием, Учитель предлагает нам размышлять о непостоянстве и смерти и драгоценности человеческой жизни. И в нашем случае именно на этом следует сделать упор. На втором этапе, чтобы Дхарма вступила на путь, нужно размышлять о четырех благородных истинах и порождать отречение. На третьем этапе, чтобы не допустить ошибки – впадения в крайность стремления к собственному освобождению, следует порождать бодхичитту. Четвертый этап – медитация на пустоту, которая позволит устранить любые изъяны и препятствия, то есть омрачения, растворить их в сфере пустоты.

Чтобы все это действительно осуществить, есть три секрета: вначале получить хорошие знания, потом практиковать искренне, будучи честным с собой, и, наконец, упорно трудиться, не сдаваясь.

Кроме собственно учения о тренировке ума мы получили множество сердечных советов для практики и повседневной жизни, которые так хочется сохранить и постоянно применять, как это делают лучшие ученики Геше-ла. Учитель сказал, что лучшие его ученики – бабушки, у которых зрелый, взрослый ум, они мало болтают и умеют слушать, при этом достаточно практичны, чтобы применять услышанное в жизни.

Также Геше-ла, рассказав историю одного из 84-х махасиддх, подчеркнул важность преданности и сильной связи с Гуру, потому что Учитель никогда, из жизни в жизнь, не бросает своего ученика, только ученик может оставить Учителя. Также на благословении Геше-ла много говорил о благодарности, необходимой и для следования Гуру, и для развития любви, сострадания и тем более – бодхичитты, без нее наши сердца закрыты и нектару учения не проникнуть в них. Завершился этот цикл учений радостной новостью: Геше-ла в октябре намерен снова приехать в Уфу! Мы будем ждать и постараемся не пустить на ветер его драгоценные наставления.

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа