Не пора ли найти учителя человеку, который, изучая тему пустоты, пришел к чему-то, что его пугает?

Данные о себе
Имя: 
Руслан
Город: 
Элиста

Вопрос: Здравствуйте, Геше-ла. Посоветуйте, как же быть? Если человек, когда-то искренне, с большим энтузиазмом, самостоятельно погружаясь в изучение буддистских книг на такие глубокие темы как пустота, вдруг приходит к чему-то, что его пугает... И он действительно становится странным... что-то рушится внутри... и по-старому жить уже просто не получается... Может быть, пора найти учителя, который поможет расставить все по местам с самого начала?

Ответ: Что касается буддийского учения по теории пустоты, когда вы впервые получаете такое учение, когда вы стараетесь его понять, очень важно иметь высокие заслуги. Если люди не создали достаточное количество добродетелей, они не смогут усвоить это учение. Тогда вместо того, чтобы устранить омрачения, оно приведет к побочному эффекту. Поэтому, когда люди становятся странными — это побочное эффект учения, которое они не смогли усвоить. Они думают, что они его поняли, но в действительности они не обрели правильного понимания, у них возникли неверные представления. Поэтому очень важно сначала накопить высокие заслуги.
В первую очередь нужно изучать основополагающие философские учения по теории кармы, четырем Благородным Истинам, лоджонг. Заложите хороший фундамент этих учений. Тогда потихоньку у вас начнет возникать понимание учения по теории пустоты, не противоречащее учению о карме, четырех Благородных Истинах. Когда ваше понимание теории пустоты перестанет противоречить и, напротив, укрепит убежденность в четырех Благородных Истинах: поскольку есть пустота, есть и карма; поскольку все зависит от кармы, нет истинного существования, т.е. эти учения будут поддерживать друг друга, помогать друг другу, убеждать одно в другом, — тогда ваш ум станет совершенно нормальным. Все негативные эмоции стихнут, и в то же время возрастут позитивные эмоции.
Если у вас нет правильного понимания теории пустоты, то вы блокируете все концептуальные мысли. Это учение начнет напоминать антибиотик, который устранил все концепции, в то время как ему положено устранять четко определенные концепции. Корень — это неведение. Из неведения возникают все омрачения. Омраченные концептуальные мысли следует заблокировать, потому что они являются причинами страдания. Но в то же время понимание пустоты должно помогать усилить позитивный вторичный ум, позитивные мысли, которые являются причинами счастья. Поэтому, когда люди понимают пустоту не правильно, что они делают? Они блокируют все концептуальные мысли. Их ум становится очень сухим и странным. Это следствие непонимания пустоты.
В монастырях теорию пустоты изучают в течение очень длительного периода времени. И даже при этом очень немногие обретают безупречное ее понимание. Поэтому не думайте, что, прочитав один или два раза учение по пустоте, вы его поняли. Вы нисколько его не поняли. Вы даже не близки к этому. А вы думаете, что ваше понимание пустоты — это истинное понимание. Вы начинаете пребывать с этими странными мыслями и сами становитесь странным. Поэтому, какое бы представление вы сегодня не имели, оно даже не близко к теории пустоты.
Когда вы по-настоящему поймете теорию пустоты, для вас это будет невероятно драгоценно. С одной стороны, все омрачения стихнут, с другой, она поможет всем правильным взглядам. Мы порождаем разнообразные концептуальные мысли. Некоторые из них основаны на неведении, ложных взглядах, они приводят к омрачениям. Устраните их все! Далее, среди наших концептуальных мыслей есть множество позитивных концепций, которые очень полезны. Они опираются на правильное понимание. Их основа — достоверность. Их взрастите! Теория пустоты помогает им стать еще сильнее.
Что касается сострадания, третий его уровень — безобъектное сострадание — самый высокий уровень сострадания. Ему способствует понимание пустоты. Поэтому, когда вы понимаете пустоту, ваше сострадание становится еще сильнее и глубже.
Очень важно иметь подлинного Духовного Наставника, получать учение и тогда потихоньку к вам начнет приходить понимание пустоты. В настоящий момент читайте больше книг по базовому учению, таких как Ламрим, учение о тренировке ума, учение о четырех Благородных Истинах. Старайтесь понять их глубже. Вообще Ламрим описывает весь Путь. Здесь я имею в виду начальную часть Ламрима, а не среднюю его часть, т.е. первый том. Он будет для вас более подходящим. Желаю Вам всего самого лучшего.
 

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа