Об осеннем цикле учений Досточтимого геше Тинлея в Москве

Дорогие друзья! Хотя прошедший год был непростым, последние два месяца стали для нас особенным, золотым временем. Ведь несмотря на все сложности, в Московском буддийском Центре Ламы Цонкапы прошёл полный цикл зимних Учений нашего Драгоценного Наставника Досточтимого Геше Джампа Тинлея. Кроме того, после двухлетнего перерыва состоялся зимний ретрит по теории пустоты, прошедший 24-26 декабря в подмосковном пансионате «Лесные дали». В это нестабильное время в течение почти двух месяцев получать чистое Учение Будды – это невероятная удача и привилегия. Когда приходит время подвести итог этим событиям, чувствуешь растерянность, словно человек, который захотел измерить океан и подошёл к нему с чашей в руке. Именно так выглядит попытка в короткой заметке охватить полученное драгоценное Учение.

Итак, в ноября-декабре в Москве и Подмосковье состоялось 20 лекций по два часа каждая. Это сорок часов Учения – сорок часов, которые Досточтимый Геше-ла подарил своим ученикам, разъясняя аспекты троичной тренировки ума, даруя практичные советы для применения в повседневной жизни, наставляя и вдохновляя их на пути к достижению состоянию Будды.

В этом цикле Учений Драгоценный Наставник подробно объяснил Четыре великих печати буддийской философии, то, как они связаны с различными этапами практики, и в особенности, с Тремя основами пути — отречением, бодхичиттой и мудростью постижения пустоты. Когда практикующий всесторонне постигает первые три печати [всё составное непостоянно (1); всё, что рождено под контролем омрачений, обладает природой страдания (2); все феномены пусты и бессамостны (3)], — в качестве результата он обретает четвёртую печать [только нирвана — это покой (4)]. Досточтимый Геше-ла также напомнил, что основой буддийской практики является следование закону кармы и непричинение вреда живым существам:  «Если бы все в нашем мире озаботились тем, чтобы оградить свои тело, речь и ум от причинения вреда другим, нам не понадобились бы конференции по разоружению».

Драгоценный Учитель неустанно прикладывает усилия, чтобы устранить ложные представления о духовной практике, указывая, в чём на самом деле заключается её суть: «Действительные духовные реализации – это не полёты в небе и не путешествия где-то под землей; действительная реализация – это когда у вас одним негативным состоянием ума становится меньше, а одним позитивным — больше. Если такие реализации капля за каплей собирать и накапливать, в конце концов вы соберёте целый океан. Это называется состоянием Будды».

Одним из главных препятствий для буддийской практики являются восемь мирских дхарм. Если с ними не бороться, любая практика становится бессмысленной и лишь способствует вращению в сансаре. Как объясняет Досточтимый Геше-ла, именно поэтому, людей, которые обладают настоящими реализациями — единицы.

Драгоценный Наставник также неоднократно возвращался к историям из жизни Будды Шакьямуни, отмечая, что в них содержатся очень важные сущностные моменты, которые мы упускаем из виду. В частности, это касается истории об обитателе мира богов, который увидел признаки приближающейся смерти и своего последующего рождения в аду. Эта история демонстрирует, что никто, кроме нас самих, не может проделать необходимую духовную работу: когда этот бог по совету Индры обратился к Будде за спасением от рождения в низших мирах, Будда ответил, что не может спасти его от рождения в аду; только он сам, приложив усилия к духовному подвижничеству, способен это сделать. На подмосковном ретрите Досточтимый Геше-ла снова подчеркнул эту мысль: «В развитии ума вы — как солдат-одиночка». Драгоценный Наставник также специально отметил, что обладать знаниями — это хорошо, но в наши дни осознанность и усердная работа важнее. Цитируя слова Будды из сутр, Досточтимый Геше-ла сказал: «Терпение, щедрость, нравственность и все благие качества ума – все происходят от осознанности, поэтому в повседневной жизни делайте упор на осознанность. Что такое осознанность? Это когда одна часть вашего ума всё время проверяет, что делают ваши тело, речь и ум. Это очень важно». Осознанность – опорная колонна нравственности, которая в свою очередь помогает укреплять внимательность и в конечном итоге обрести однонаправленное сосредоточение – шаматху. Однако, чтобы достичь результата, нужно усердно работать и быть готовым к трудностям. В буддизме говорится о трех видах трудностей: трудности в понимании, трудности применения на практике и трудности в достижении результата.

Сам же подмосковный ретрит был посвящён, вероятно, самого сложному разделу Учения Будды – теории пустотности, которая рассматривает, каким образом на самом деле существуют феномены, включая наше представление о собственном «я». Получить такое Учение – невероятная удача, поскольку благодаря слушанию и размышлению над ним становится возможным развитие мудрости постижения абсолютной природы реальности, которая приводит к полному освобождению ума от омрачений. Невероятной удачей для учеников и подарком от Драгоценного Учителя стала также передача Сутры Сердца – квинтэссенции Второго поворота колеса Учения.

Подробный разбор одной лекции мог бы занять десятки страниц, но лучше всего послушать эти лекции самостоятельно. Вы можете сделать это с помощью YouTube-канала radiogeshe.ru, на котором выложены лекции прошедшего зимнего цикла, а также сайта geshe.ru (раздел «Учение»), где выложены лекции последних лет в аудио/видео формате и текстовые расшифровки в формате pdf.

От лица Московского буддийского центра Ламы Цонкапы и всех учеников выражаем нашу безмерную благодарность Драгоценному Учителю Досточтимому Геше-ла за дарованное непревзойдённое Учение Будды, просим прощения за все наши ошибки и нарушения и обращаемся с молитвенной просьбой продолжать даровать Учение, которое будет нам полезно. Как говорил великий мастер Досточтимый Цонкапа, никакими словами и дарами невозможно отблагодарить Драгоценного Духовного Наставника за его доброту. В разделе «Основа Пути – вверение себя Благому Другу» Дже Ринпоче цитирует коренной текст «Вопросы Угры»: «Домохозяин! Если бодхисаттва, стремящийся получить наставление и читать [тексты], выслушает или получит у кого-нибудь наставление [хоть в одну] шлоку о даянии, нравственности, терпении, усердии, медитации, мудрости или накоплении собраний на пути бодхисаттвы, то пусть он сказывает этому наставнику почтение [в благодарность за] Дхарму. Если столько кальп, сколько терминов, слов и букв содержит эта шлока, непрерывно служить ему и почитать этого наставника всеми богатствами, почестями да подношениями, и то, домохозяин, ещё не было бы вполне оказано наставнику должное почтение, — что уж говорить о не [таком великом] почитании?!»

Главное, что мы можем сделать, чтобы как-то отблагодарить и порадовать Драгоценного Наставника, – это старание, приложение усилий к искреннем занятиям практикой и жизни в соответствии с полученными наставлениями. Желаем всем и каждому, чтобы духовная практика изо дня в день становилась всё чище и чище, а благие качества ума всё сильнее и сильнее ради блага всех живых существ и на радость Драгоценному Наставнику и всем Буддам и бодхисаттвам.

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа