Какие действия нам нужно совершить, произнося фразу «все превращается в пустоту»?

Данные о себе
Имя: 
ДЦ "Тушита"
Город: 
Уфа

Вопрос: В текстах некоторых практик есть фраза: «Все трансформируется (превращается) в пустоту». О какой пустоте здесь идет речь? Если о пустоте от самобытия, то мы не можем трансформировать (изменить) феномен отрицания. Феномен уже пуст от самобытия и не может стать более пустым. Значит ли эта фраза, что мы переключаем свое восприятие с относительной истины на абсолютную истину?

Ответ: Когда во время выполения садханы мы говорим «Все превращается в пустоту», речь не идет о том, что наше сознание превращает все в пустоту. В настоящее время наш ум слишком сосредоточен на относительной реальности — на чашках, столах, домах... Более того, сейчас мы сильно цепляемся за самобытие феноменов. Итак, фраза «все превращается в пустоту» означает, что наш ум постигает абсолютную природу всех феноменов, постигает, что в реальности феномены лишены самобытия, несмотря на то, что кажутся нам самосущими. Какой бы прекрасной ни казалась нам радуга, мы понимаем, что в реальности этот феномен представляет собой простое сочетание дождевой воды и солнечного света. Помимо этого соединения никакой плотной, объективной радуги не существует. Хотя радуга кажется конкретной и самосущей, по своей природе она пустотна. И, будучи пустотной, она является нам — благодаря взаимозависимому происхождению. Точно так же по своей природе пусты и все феномены, какими бы привлекательными они ни казались. Они являются всего лишь мысленным обозначением, присвоенным скоплению различных основ для обозначения.
Итак, поскольку все существует лишь номинально, нет ничего, что существовало бы со своей стороны, вне зависимости от обозначения мыслью. Во время выполнения садханы вы развиваете в себе подобное осознание и концентрируетесь на нем. Вы проводите абсолютный анализ, то есть убеждаетесь в том, что природа каждого феномена такова, что ни единый его атом не является этим феноменом. Все феномены пусты от самобытия, то есть существуют не так, как вы их воспринимаете. Пребывайте на этом осознании как можно дольше. Подумайте также и о том, что и ум сам по себе пуст от самобытия. В это время сфера вашего восприятия должна быть совершенно пустой, то есть свободной от восприятия каких бы то ни было условных феноменов. При этом вы должны сохранять убежденность в отсутствии самобытия. Затем, поскольку здесь речь идет о тантре, вам нужно, не отступая от убежденности в пустоте от самобытия, искусными средствами преобразовать пустотную сферу восприятия в божественную форму. Проявление себя в облике божества, сопровождающееся убежденностью в пустоте этого образа от самобытия, и называется союзом метода и мудрости. Метод, или проявление в форме божества, является накоплением заслуг. А сильная убежденность в том, что явленный божественный образ пуст от самобытия, является накоплением мудрости. Это называется йогой божества.
 

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа