Об осеннем цикле учений Досточтимого геше Джампа Тинлея в Улан-Удэ
Осенний цикл учений Досточтимого Геше Джампа Тинлея в Улан-Удэ начался 24 сентября и завершился 27сентября 2023 года церемонией благословения божества Манджушри.
В первый день, по окончании индивидуального ретрита Досточтимого Учителя, в Храме Буддийского центра «Зеленая Тара» состоялось краткое подношение Цог, после которого Геше-ла даровал наставления по практике Цог, с объяснения четверостишия о сущности учения Будды:
«Несовершение негативной кармы
Накопление богатства заслуг
Полное укрощение своего ума -
В этом состоит Учение Будды».
Это означает три главные практики, и первая начальная самая главная практика - это несовершение негативной кармы и очищение от уже созданной негативной кармы, потому что вначале нам грозит очень большая опасность перерождения в низших мирах.
Вторая - для получения высшего перерождения нам нужно накопить большие заслуги. Так, чтобы обрести высшее перерождение, чтобы достичь реализаций, чтобы укротить свой ум - накопить большие заслуги очень, очень важно. Не создавать негативной кармы, очищаться от созданной негативной кармы очень важно не только для того, чтобы не
переродиться в низших мирах, но также это очень важный фундамент для дальнейшего достижения высоких реализаций.
Досточтимый Учитель сказал: «В настоящий момент вы не знаете, насколько важны заслуги, которые вы накапливаете. Если бы вы понимали их важность, вы с огромной радостью копили заслуги. Когда вы накапливаете большие заслуги, то вы внутри чувствуете себя очень богатым человеком - это действительно правда. Благодаря непоколебимому закону кармы, все кармические отпечатки, все заслуги, которые вы накапливается в банке своего ума - у вас остаются, сохраняются и продолжают оставаться с вами в течение кальп и кальп, не исчезают».
А если говорить о накоплении заслуг, то возможность накопить наивысшие заслуги за короткое время - это подношение Цог. Если говорить о тех методах, которые излагаются в сутре по поводу накопления больших заслуг, то в сравнении с методами тантры, они неэффективны. Например, в сутре говорится о том, каким образом накапливать три неисчислимых эона заслуг - рассматривается практика щедрости даяния своего тела, в течение целой кальпы, а если же использовать методы тантры, то там точно такие же заслуги можно накопить за один день.
Чтобы правильно выполнить подношение Цог, первое, что необходимо – это обрести осознание непостоянства и смерти: «Я могу умереть в любой момент, и я не хотел бы умирать с пустыми руками. Я хотел бы уйти с большими заслугами для высшего перерождения, для освобождения от сансары и для достижения состояния Будды на благо всех живых существ. Мне нужны большие заслуги». Такой должна являться наша мотивация стоящая, за подношением Цог.
Само название Цог - это тибетское слово, которое означает собрание. Слово «собрание» имеет два подтекста: один из них означает собрание больших заслуг, а другой означает что вместе собираются йоги и йогини определенной тантры.
Досточтимый Учитель подчеркнул, что в Ламе Чодпе очень большой упор делается на накоплении больших заслуг, и на совершение подношений - есть подношения, связанные с посвящением сосуда; подношения, связанные с тайным посвящением; подношения, связанные с посвящением мудрости; подношения, связанные с посвящением слова, разные виды подношений. Благодаря этому мы можем накопить не только большие заслуги, но также создать благие знаки того, чтобы в уме, в будущем достичь всех этих высоких реализаций.
В следующие три дня Досточтимый Учитель даровал подробные наставления к четверостишию о сущности Учения Будды.
Первая и вторая строфы объясняются на основе учения о законе кармы. В ходе анализа мы приходим к выводу, что причиняя вред другим, мы косвенно вредим самим себе, и приходим к решимости никогда не причинять вред другим. Также мы понимаем, что помогая другим, мы косвенное помогаем и себе - такова буддийская «математика».
Самой лучшей инвестицией является инвестиция в банк собственного ума - это высшая инвестиция. Инвестируя золотое время драгоценной человеческой жизни полчаса, час в день, в банк своего ума, зная, как это делается, мы накапливаем заслуги.
Остановить себя от совершения негативной кармы непросто. За этим должна стоять мощная сила - это убежденность в законе кармы. Когда мы приходим к убежденности, мы обретаем определенную реализацию на духовном пути.
Третья строфа четверостишия («полное укрощение своего ума...») говорит о том, что с помощью отречения мы обретаем ум, напрямую познающий пустоту, и полностью устраняем омрачения. Отречение означает, что мы полностью отрекаемся от рождения под властью омрачений, хотим перерождаться по собственному выбору. И это свобода.
Без шаматхи, без познания пустоты, без отречения мы не сможем полностью понять цели медитации на пустоту - что это значит, какие проблемы это решает, мы сможем понять с помощью учения о Четырех благородных истинах. «Убежденность в Четырех благородных истинах полностью изменит нашу жизнь», - сказал Дагоценный Учитель.
Когда мы правильно понимаем Четыре благородные истины, то понимаем, что гордиться материальными вещами просто глупо, но даже если будут какие-либо духовные достижения, у нас все равно не будет причин гордиться ими. Возможны два вида счастья - мирское загрязненное и немирское незагрязненное. Последнее - это нирвана, и оно настоящее.
«Дружите со своими позитивными эмоциями», - сказал Драгоценный Учитель (в контексте учения об источнике страдания), и никогда не дружите с негативными. Главная практика - не читать мантры, а отбрасывать негативные эмоции. «Когда вы подружитесь с позитивными эмоциями и дистанцируетесь от негативных, вы станете сами себе друзьями. Вначале, не ищите друзей снаружи - станьте себе самим лучшими друзьями», - такой совет даровал Драгоценный Учитель.
Второй день учения был посвящен двенадцатизвенной цепи взаимозависимого происхождения. Драгоценный Учитель даровал краткое объяснение все звеньев этой цепи, что они собой представляют, и как они взаимосвязаны друг с другом.
Будда говорил, что по природе у всех живых существ ум чист, но становится грязным из-за отсутствия мудрости. Живые существа верят видимости и вращаются в сансаре по двенадцатизвенной цепи. Противоядием от этого является мудрость, познающая пустоту, которая полностью растворяет омрачения в сфере пустоты, и достигается состояние нирваны.
Четвертая благородная истина - причина нирваны. Третья благородная истина - ее результат. Вторая благородная истина - причина сансары. Первая благородная истина - сансара и наши нежеланные страдания. Из трех видов страдания главным является всепроникающее страдание: мы рождаемся под властью омрачений, и это наша главная ошибка.
У нас у всех есть выбор, но поскольку мы выбрали рождение под властью омрачений, у нас нет свободы. «Подумайте об этом», - сказал Драгоценный Учитель.
27 сентября состоялось благословение Манджури и передача мантр, которое Драгоценный Учитель даровал широкому кругу слушателей.
Досточтимый Учитель напомнил о важности четырех факторов. «Если с присутствием всех этих четырёх факторов, вы принесёте даже одну мантру, это будет очень полезно»: 1) первый фактор - передача мантр; 2) доброе сердце, а высшая доброта - это когда вы думаете для того, чтобы всех живых существ избавить от страданий и привести к безупречному счастью, пусть я достигну состояния будды и с этой целью сегодня я занимаюсь практикой; 3) третий фактор - это вера. Вера в божество: «Когда я это визуализирую, когда вот так занимаюсь практикой, невозможно чтобы божество передо мной не присутствовало. Также вера в наставления вашего духовного наставника и вера в свой собственный потенциал. Что касается силы мантр в прошлые времена и силы мантр в настоящее время, то она совершенно одинакова, но просто наша вера слабее, поэтому мы не получаем достаточного эффекта. 4) однонаправленная концентрация, не отвлекайтесь своим умом. Будьте сосредоточены только на визуализации.
В конце Досточтимый Учитель пожелал всем присутствующим: «До нашей новой встречи в следующий раз, будьте добрыми и будьте счастливы!»
Благодарим Досточтимого Учителя за дарование Учения, Вашу безмерную доброту, сострадание и терпение. Для нас получить такое Учение - это невероятная удача, которое будет согревать теплом, и освещать нашу жизнь во все времена. Все заслуги посвящаем Долгой жизни Его Святейшества Далай-ламы XIV и Досточтимого Учителя геше Джампа Тинлея!