Правильно ли я медитирую на пустоту, если в процессе возникает страх потерять себя самого, потерять реальность; я искусственно заставляю себя думать, возвращая реальность.
Вопрос: При медитации на пустоту возникает ощущение провала, растворения «я». По этой причине возникает необьяснимый страх потерять себя самого, потерять реальность… В итоге я искусственно заставляю себя думать, т. е. запускаю мыслительный процесс, тем самым возвращая реальность миру.
Как мне поступать в связи с этим? Правильна ли моя практика?
Ответ: Обычно у людей, которые достигают более глубинного понимания пустоты, возникает страх полностью потерять себя, потому что в процессе анализа они понимают, что их самосущего «я», которое им все время представлялось и которое является отрицанием пустоты, вообще не существует. Тогда у них возникает страх, что их вообще нет… В эти моменты очень важно применять логические рассуждения о принципе взаимозависимости. С одной стороны, эти же рассуждения используются для устранения концепции самобытия вещей, но с другой — они дают вам уверенность в том, что, хотя вы пусты от самобытия, ваше «я» все же существует — оно имеет просто номинальное существование. Итак, у вас должна появиться убежденность, что, поскольку «я» пусто от самобытия, оно должно иметь зависимое, номинальное существование. А осознание того, что я существует зависимо, должно приводить вас к выводу, что «я» пусто от самобытия. Когда эти два убеждения дополняют друг друга, никакого страха потерять свое «я» не возникает. Понимание относительной реальности даст вам убежденостть в абсолютной реальности, а убеждаясь в абсолютной реальности, вы будете все больше убеждаться в относительной реальности. Поэтому уникальное качество Мадхьямики Прасангики состоит в ттом, что явления помогают нам устранить крайность этернализма, а пустота устраняет крайность нигилизма. Когда вы обретете это воззрение, то будете свободны от крайностей.
Что касается того, насколько правильна ваша практика, то могу сказать, что страх потерять себя — еще не показатель… Чтобы медитация на пустоту была чистой, сначала нужно правильно идентифицировать объект отрицания. У некоторых людей возникает страх, когда, правильно распознав объект отрицания, они его устраняют в своей медитации. У других же людей возникает этот страх, когда, не понимая, что именно следует отрицать, они полностью отрицают свое «я». То есть сам страх — это не критерий, что вы познали пустоту. Критерием этого может быть только четкое и точное понимание того, в чем состоит отрицаемый объект.