Как реагировать на условия жизни: Путь к позитивному мышлению и истинному счастью

«Условия, с которыми вы встречаетесь в жизни не важны. Самое главное – как вы на них реагируете. Если вы реагируете позитивно, даже на плохие условия – вы герой. Если же реагируете негативно даже, когда встречаетесь с маленьким плохим условием – вы неудачник».

С 29 марта по 12 апреля Досточтимый Геше Джампа Тинлей даровал Учение для широкого круга слушателей в Москве. Учения проходили в недавно отремонтированном старом-новом Дхарма-центре на Мытной улице. 

Изменить мышление с негативного на позитивное - одна из центральных тем, которая связывает все лекции. Геше-ла привёл понятную аналогию между устройством ума и государством.  Государство без разумной конституции и хорошей исполнительной власти так же не может нормально существовать, как и ум без правильной философии и благих качеств ума. При этом никто, кроме нас самих не имеет власти поменять что-то в государстве нашего ума. Но как заменить обыденный негативный образ мышления на позитивный, согласующийся с Дхамрой?

Прежде всего, важен наш интерес к тому, чтобы измениться. По-настоящему контролировать и менять других мы не в силах, но абсолютно точно можем изменить себя и свою жизнь. Причём не только нынешнюю, но и будущую. Для начала важно понять принцип закона кармы, ценность заслуг (позитивной кармы), благих качеств ума и мудрости. Будда Шакьямуни был объектом почитания людей и богов, так как имел колоссальные заслуги, мудрость и безусловную любовь ко всем живым существам. Так и мы, развив благие качества ума сможем стать по-настоящему счастливыми и приносить пользу бесчисленному множеству живых существ.
 

Очень важно понять, что такое истинное счастье и пожелать себе такого счастья. Четыре благородные истины с точки зрения сущности отвечают на вопрос «что есть что». Подлинное счастье - это третья благородная истина о пресечении страданий и омрачений, а ключ к ней четвёртая благородная истина о пути. Рассматривая четыре благородные истины с точки зрения функции, мы начинаем понимать, что нужно делать с каждой из них: распознать благородную истину о страдании, отбросить благородную истину источника страдания, реализовать благородную истину пресечения страдания и медитировать на благородную истину пути. 
Главное средство для пресечения омрачений –  познание пустоты, но это длинный и непростой путь. Чтобы уже сейчас мы могли ослабить омрачения, Духовный Наставник передал нам проверенный временем совет Васубандху. Нужно избегать условий, при которых возникают омрачения. А именно: не слушать разговоры, которые усиливают омрачения, не смотреть на то, что усиливает омрачения, не говорить о тех вещах, которые усиливают омрачения, не думать о том, что укрепляет омрачения. И пятое «покинуть родину», в смысле не прибывать в тех местах, где с лёгкостью возникают привязанность и гнев. При этом необязательно куда-то уезжать  –  нужно стараться избегать тех мест, где обычно возникают омрачения и отправиться туда, где ум становится позитивнее. Например, прийти в Дхарма-центр и общаться с друзьями по Дхарме, обсуждая исключительно позитивные темы.

Учитель дал нам важные наставления по тому, как вести себя в случае, если мы встретимся с негативными условиями. Важно понять, что всё с чем мы имеем дело – результат нашей кармы. Все наши негативные реакции – это следствия омрачений, неправильного понимания. 
Для того, чтобы меньше страдать важно пользоваться буддийской логикой, очищаться от негативной кармы и развивать мудрость. Все окружающие нас объекты, включая людей, относятся к благородной истине страдания и не могут принести настоящего счастья. Если мы помним об этом, то сможем уменьшить привязанность и действовать менее импульсивно. Кроме этого, любые сложные ситуации – это возможность тренировать терпение. Именно в критические моменты наш ум может наконец-то повернуться к Дхарме и практиковать чисто. Поэтому сложные ситуации являются лучшим благословением Духовного Наставника.
На заключительной лекции Геше-ла напомнил нам о важности самодисциплины и нравственности, о карме и её последствиях. При этом следует рассматривать как негативные, так и позитивные аспекты кармы, чтобы таким образом можно было достигнуть баланса.

Две недели Учений пролетели очень быстро, но впереди нас ждали 3 по-истине счастливых дня ретрита в подмосковном парк-отеле Ершово. Трижды добрый Драгоценный Наставник даровал подробнейший комментарий на порождение бодхичитты по методу  7 пунктов причин и следствий. Учение о любви и сострадании, подобное нектару, в котором заключена  суть махаянской традиции.

 

 

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа