Изменять свой ум — ваша ответственность
Невероятной радостью для нас оказался приезд Досточтимого Учителя Геше Джампа Тинлея в город Ростов-на-Дону! Лекции были мощными, глубокими, наполнили наши сердца счастьем и вдохновением.
В этот раз Учитель даровал учение о Четырёх Благородных Истинах с точки зрения сущности.
Для получения Учения важны три уровня мотивации — они играют очень важную роль.
Здоровая мотивация не возникает спонтанно. Поэтому нам нужно прикладывать усилия к тому, чтобы порождать правильную мотивацию. Минимальный уровень мотивации — это стремление к высшему перерождению в следующей жизни.
Второй уровень мотивации заключается в том, что уже недостаточно получить высшее перерождение в следующей жизни — необходимо освободиться от омрачений.
Пока вы не освободились от омрачений, вашим страданиям нет конца. Итак, чтобы освободить мой ум от омрачений, я получаю это учение. И это — второй уровень мотивации.
Однако одного моего здорового состояния ума недостаточно, пока остальные живые существа продолжают страдать.
Поэтому, чтобы освободить всех живых существ от страданий и привести их к высшему счастью, я стремлюсь достичь состояния Будды. И это — высшая мотивация.
Если с такими тремя уровнями мотивации вы будете получать учение, то само получение учения будет являться для вас практикой.
Настоящая практика Дхармы — это применение в повседневной жизни тех наставлений, которые вы получаете.
И благодаря этому вы становитесь более спокойными, умиротворёнными, омрачений становится меньше, а позитивных состояний ума — больше.
Например, неважно, что думают о вас другие люди, важно — как вы реагируете на это. Если вы реагируете позитивно — тогда вы победитель, а если негативно — проигравший.
Но тогда вы можете задать вопрос: «Геше ла, а как реагировать позитивно?»
Если вы не знаете механизма, то даже если вы будете знать наизусть все положения и ответите на любые мои вопросы — это вам не поможет.
А механизм такой: если вы знаете философию и живёте в соответствии с философией, то сможете реагировать позитивно на любые жизненные ситуации.
Например, вы думаете, что тот человек, который высказался по отношению к вам негативно, причиняет вам вред. Но это не так.
Второй момент: в вашем уме есть концепция постоянства, поэтому вы считаете, что нужно ответить этому человеку строго, чтобы он в будущем не смог навредить. Это ошибочное мнение.
Но если применять концепцию непостоянства и думать о том, что возможно уже завтра мы не увидимся с этим человеком, то негативных эмоций будет меньше, а позитивных — больше.
Будда говорил, что из всех следов самый большой — это след слона, а из всех осознаваний самое высшее — это осознавание непостоянства и смерти.
Ещё одно важное осознавание — это понимание того, что главную причину счастья нужно создавать самим, и никто другой за вас её не создаст. В вашей жизни многие люди могут идти вместе с вами, помогать вам, но ваш путь за вас никто не пройдёт.
Божества могут давать советы и поддержку, но изменять свой ум — ваша ответственность.
В буддизме говорится, что если ваше счастье зависит от временных факторов, то и счастье ваше будет временным. Но вы накапливаете объекты, которые являются факторами временного счастья, а не подлинного. И всё это — страдание перемен.
Если объект временного счастья находится с вами — вы счастливы, если он исчезает — вы теряете счастье. Но если ваше счастье зависит от более продолжительных факторов, то и счастье будет более продолжительным.
Если вы взрастите одно благое качество ума, то пока оно будет длиться, оно будет приносить вам счастье. Но это временное счастье.
Мирские объекты счастья являются временными объектами счастья. Благие качества ума и отпечатки позитивной кармы — это продолжительные факторы счастья. А что касается вечного фактора счастья? Существует ли он или нет? Если существует, то почему бы за этим не устремиться?
Третий, вечный фактор счастья — это Нирвана, которой у вас пока нет.
Ум, полностью свободный от омрачений, постоянен. Благодаря очистительной практике вы теряете негативные отпечатки кармы. А благодаря практике Дхармы — омрачения. В конце концов, когда вы полностью избавитесь от всех омрачений — это и называется Нирваной.
Нирвана возникает благодаря вечному фактору счастья — уму, полностью свободному от омрачений.
Но на самом деле нашему уму не нужно, чтобы что-то внешнее приносило ему счастье.
В нашем уме счастье пребывает по своей природе, но есть факторы, которые мешают этому проявиться. И это — наши омрачения. Они беспокоят наш ум и не позволяют ему хотя бы на миг оставаться в покое.
Если вам удастся устранить грубое омрачение, ваш ум почувствует настоящую радость. А если устранить все свои омрачения с помощью шаматхи и випашьяны, это будет невероятным счастьем!
В будущем у вас появится мудрость, постигающая пустоту, и она станет причиной благородной истины пресечения. Это определённо необходимо!
Когда вы породите такую мудрость, вы станете полноценным существом. В настоящее время, с точки зрения махаяны, вы как бы половинки. Когда у вас вдобавок к мудрости постижения пустоты будет ещё и бодхичитта, тогда вы станете действительно полноценными существами!
Даже архаты, с точки зрения бодхичитты, неполноценны. В их уме доброта не полностью развита.
Бодхичитта — это полноценная доброта. Это состояние ума, в котором вы заботитесь о других больше, чем о себе. С такой бодхичиттой вы устремляетесь к состоянию Будды на благо всех живых существ.
И когда с таким состраданием вы постигаете пустоту — это и называется абсолютной бодхичиттой.
Настоящая духовная практика — это трансформация ума, а не просто интеллектуальное знание.
Когда мы учимся отвечать добротой на негатив, принимать непостоянство и развивать бодхичитту, мы становимся ближе к истинному счастью — освобождению от страданий и Просветлению.
Как драгоценный дар звучали слова Досточтимого Геше Джампа Тинлея, напоминая нам, что истинная мудрость рождается не в книгах, а в живом применении Учения.
Каждый момент нашей жизни — это возможность тренировать ум, взращивать сострадание и осознанность, приближаясь к пониманию истинной природы реальности.
Пусть семена этого учения прорастут в наших сердцах, превращаясь в неугасимый свет мудрости и бескорыстной любви.
Пусть каждый наш шаг на этом пути будет наполнен радостью, терпением и мужеством, а наше движение к Просветлению станет источником вдохновения для всех живых существ.