«Моя жизнь необязательно должна быть богатой, моя жизнь должна быть мудрой»

Летний цикл учений Досточтимого Геше Джампа Тинлея в Бурятии начался 2 июня и завершился 29 июня 2025 года церемонией благословения божества Белой Тары.
Драгоценный Учитель открыл цикл наставлениями о мотивации — причине, стоящей за нашей духовной практикой. Три уровня мотивации необходимо развивать не только при получении учений, но и в повседневной жизни, независимо от того, какой практикой вы занимаетесь:
- Первый уровень — стремление не переродиться в низших мирах после смерти;
- Второй уровень — желание избавиться от бесконечных перерождений под властью омрачений;
- Третий уровень — стремление принести благо всем живым существам.
Чтобы практиковать Дхарму, нужно знать как. Вначале необходимо сделать упор на накопление знаний .
«Знание Дхармы — это драгоценное богатство. Настоящее богатство — это знание. Второе богатство — большие заслуги. Третье — богатство благих качеств ума.»
Кто делает нас счастливыми? — Наши благие качества ума , когда они активны.
Из объектов буддийского Прибежища самый высший — это Дхарма , наша собственная Дхарма, и это — наши собственные благие качества ума. Мы зарождаем Дхарму в собственном уме, и она становится противоядием, которое освобождает нас от страданий и приводит к достижению состояния Будды.
«Если взять двоих людей — одного с глубоким пониманием Дхармы, другого — без него, — их духовная практика будет сильно отличаться. Первый будет профессионалом. Поэтому нам нужно делать упор на получение и накопление знаний Дхармы», — подчеркнул Драгоценный Учитель.
Кто дарует нам знания Дхармы? — Наш духовный наставник.
Великий мастер Лама Цонкапа говорил, что Духовный Наставник добрее к нам, чем бесчисленные Будды трёх времён. Поэтому так важно культивировать мудрость и знание Дхармы.
«Главная причина, по которой страдают живые существа, — это тупость», — сказал Драгоценный Учитель.
Именно из-за тупости возникают все омрачения, а из-за недостоверного познания — все проблемы. Когда мы понимаем закон кармы, мы осознаём: то, что исходит от нас, к нам и возвращается .
Достоверное познание — это когда мы исследуем и делаем логические умозаключения.
Омрачения возникают из-за привычек из прошлой жизни, а позитивные эмоции — на основе ясного, достоверного понимания.
«Все живые существа были моими матерями» — это не просто метафора, а достоверное умозаключение.
«Моя жизнь необязательно должна быть богатой, моя жизнь должна быть мудрой», — такому принципу посоветовал следовать Драгоценный Учитель.
Он призвал применять скептический анализ , избегая слепой веры:
«Скептицизм — это врата к открытиям. Всегда задавайте себе вопрос: “Почему это так?”»
Мы можем считать что-то важным, но после анализа оказывается, что это не имеет значения.
«Что о нас говорят другие — не имеет значения. Это хорошая новость. Другие не могут нам навредить. Всё в наших руках. То, как люди реагируют на нас, — это эхо того, как мы относились к ним.»
Самое главное — как мы реагируем.
Причина негативной реакции — первый вид тупости: непонимание непостоянства и четырёх великих печатей .
«Настоящая преданность гуру — это когда вы собираетесь отреагировать негативно, вспоминаете о гуру и воздерживаетесь от этой реакции».
Драгоценный Учитель напомнил о пяти недостатках непамятования о непостоянстве и смерти , которые описал Лама Цонкапа в «Ламриме»:
1. Мы не будем помнить о Дхарме — это большая потеря в жизни.
2. Мы будем откладывать практику — это самообман.
3. Наша практика не будет чистой.
4. Наша практика не будет регулярной.
5. В момент смерти мы испытаем сильное сожаление — но будет уже поздно.
«Всё время помнить о непостоянстве и смерти — это и есть наша практика», — сказал Духовный Наставник.
Драгоценный Учитель подробно, с нового ракурса, раскрыл учение Будды о четырёх благородных истинах и четырёх великих печатях , а также о различиях в их трактовке между буддийскими философскими школами.
Четыре благородные истины — это глубокое и обширное учение. Будда представлял его с трёх точек зрения:
- по сущности,
- по функции,
- по функции и результату.
Когда у нас появится убеждённость в этих истинах, мы поймём:
- в чём цель медитации,
- в чём наша проблема,
- как её решить.
Это учение тесно связано с пониманием теории пустоты.
Обретение мудрости познания пустоты позволяет разрушить цепляние за самость и освободиться от сансары.
Наивысшим воззрением в буддизме является воззрение школы Прасангики Мадхьямики.
Согласно этому воззрению, корнем сансары, который следует пресечь, является цепляние за феномены и за собственное «я» как за истинно существующие.
«Если ваш ум силен, в нём нет омрачений, и в нём присутствует сильное сострадание — это само по себе ритуал», — сказал Драгоценный Учитель.
«Его Святейшество Далай-лама XIV сказал: самый мощный ритуал — это порождение сострадания».
Духовный Наставник посоветовал практиковать тонглен — принятие страданий живых существ и отдачу им своего счастья.
Говоря о законе кармы, Учитель напомнил:
«Отпечаток каждого действия остаётся в нашем уме.»
Получив учение о карме, мы начинаем понимать, что можно делать, а чего — нельзя , и это спасает нас от будущих проблем.
Летний цикл учений завершился 29 июня 2025 года благословением божества Белой Тары . Перед ритуалом Драгоценный Учитель напомнил о четырёх актах ненасилия:
1. Если на вас злятся — не злитесь в ответ
2. Не ругайте в ответ
3. Не критикуйте в ответ
4. Не бейте в ответ
Говоря о передаче мантр, Духовный Наставник напомнил о четырёх факторах, сильно влияющих на эффективность их начитывания:
1. Получение передачи мантры от Духовного Наставника.
2. Доброта.
3. Вера.
4. Однонаправленное сосредоточение при начитывании.
Эти три недели были наполнены глубоким смыслом, вдохновением и силой.
Мы выражаем искреннюю благодарность Драгоценному Учителю за его мудрые наставления.
Пусть учения принесут плоды и станут для всех учеников семенами будущего пробуждения на благо всех живых существ.

