«Моя жизнь необязательно должна быть богатой, моя жизнь должна быть мудрой»

 

Летний цикл учений Досточтимого Геше Джампа Тинлея в Бурятии начался 2 июня и завершился 29 июня 2025 года церемонией благословения божества Белой Тары. 

Драгоценный Учитель открыл цикл наставлениями о   мотивации   — причине, стоящей за нашей духовной практикой. Три уровня мотивации необходимо развивать не только при получении учений, но и в повседневной жизни, независимо от того, какой практикой вы занимаетесь:

-  Первый уровень   — стремление не переродиться в низших мирах после смерти; 

- Второй уровень   — желание избавиться от бесконечных перерождений под властью омрачений; 

-  Третий уровень   — стремление принести благо всем живым существам.

Чтобы практиковать Дхарму, нужно знать как. Вначале необходимо сделать упор на   накопление знаний . 

«Знание Дхармы — это драгоценное богатство. Настоящее богатство — это знание. Второе богатство — большие заслуги. Третье — богатство благих качеств ума.» 

Кто делает нас счастливыми? —   Наши благие качества ума  , когда они активны. 

Из объектов буддийского Прибежища самый высший — это   Дхарма  , наша собственная Дхарма, и это — наши собственные благие качества ума. Мы зарождаем Дхарму в собственном уме, и она становится противоядием, которое освобождает нас от страданий и приводит к достижению состояния Будды.

«Если взять двоих людей — одного с глубоким пониманием Дхармы, другого — без него, — их духовная практика будет сильно отличаться. Первый будет профессионалом. Поэтому нам нужно делать упор на получение и накопление знаний Дхармы», — подчеркнул Драгоценный Учитель.

Кто дарует нам знания Дхармы? —  Наш духовный наставник. 

Великий мастер Лама Цонкапа говорил, что Духовный Наставник добрее к нам, чем бесчисленные Будды трёх времён. Поэтому так важно культивировать мудрость и знание Дхармы.

«Главная причина, по которой страдают живые существа, — это тупость», — сказал Драгоценный Учитель. 

Именно из-за тупости возникают все омрачения, а из-за недостоверного познания — все проблемы. Когда мы понимаем закон кармы, мы осознаём:   то, что исходит от нас, к нам и возвращается  .

Достоверное познание — это когда мы исследуем и делаем логические умозаключения. 

Омрачения возникают из-за привычек из прошлой жизни, а позитивные эмоции — на основе ясного, достоверного понимания. 

«Все живые существа были моими матерями» — это не просто метафора, а достоверное умозаключение.

«Моя жизнь необязательно должна быть богатой, моя жизнь должна быть мудрой», — такому принципу посоветовал следовать Драгоценный Учитель.

Он призвал применять   скептический анализ , избегая слепой веры: 

 «Скептицизм — это врата к открытиям. Всегда задавайте себе вопрос: “Почему это так?”» 

Мы можем считать что-то важным, но после анализа оказывается, что это не имеет значения. 

 «Что о нас говорят другие — не имеет значения. Это хорошая новость. Другие не могут нам навредить. Всё в наших руках. То, как люди реагируют на нас, — это эхо того, как мы относились к ним.» 

Самое главное —   как мы реагируем. 

Причина негативной реакции — первый вид тупости:   непонимание непостоянства и четырёх великих печатей  . 

«Настоящая преданность гуру — это когда вы собираетесь отреагировать негативно, вспоминаете о гуру и воздерживаетесь от этой реакции». 

Драгоценный Учитель напомнил о   пяти недостатках непамятования о непостоянстве и смерти  , которые описал Лама Цонкапа в «Ламриме»:

1. Мы не будем помнить о Дхарме — это большая потеря в жизни. 

2. Мы будем откладывать практику — это самообман. 

3. Наша практика не будет чистой. 

4. Наша практика не будет регулярной. 

5. В момент смерти мы испытаем сильное сожаление — но будет уже поздно.

«Всё время помнить о непостоянстве и смерти — это и есть наша практика», — сказал Духовный Наставник. 

Драгоценный Учитель подробно, с нового ракурса, раскрыл учение Будды о четырёх благородных истинах   и   четырёх великих печатях  , а также о различиях в их трактовке между буддийскими философскими школами.

Четыре благородные истины — это глубокое и обширное учение. Будда представлял его с трёх точек зрения: 

- по сущности, 

- по функции, 

- по функции и результату.

Когда у нас появится убеждённость в этих истинах, мы поймём: 

- в чём цель медитации, 

- в чём наша проблема, 

- как её решить.

Это учение тесно связано с пониманием теории пустоты. 

Обретение мудрости познания пустоты позволяет разрушить цепляние за самость и освободиться от сансары. 

Наивысшим воззрением в буддизме является воззрение школы Прасангики Мадхьямики.

Согласно этому воззрению, корнем сансары, который следует пресечь, является цепляние за феномены и за собственное «я» как за истинно существующие.

 «Если ваш ум силен, в нём нет омрачений, и в нём присутствует сильное сострадание — это само по себе ритуал», — сказал Драгоценный Учитель.

«Его Святейшество Далай-лама XIV сказал: самый мощный ритуал — это порождение сострадания».

Духовный Наставник посоветовал практиковать   тонглен   — принятие страданий живых существ и отдачу им своего счастья.

Говоря о законе кармы, Учитель напомнил: 

«Отпечаток каждого действия остаётся в нашем уме.»

Получив учение о карме, мы начинаем понимать,   что можно делать, а чего — нельзя  , и это спасает нас от будущих проблем.

Летний цикл учений завершился 29 июня 2025 года благословением божества   Белой Тары  . Перед ритуалом Драгоценный Учитель напомнил о   четырёх актах ненасилия:

1. Если на вас злятся —   не злитесь в ответ

2. Не ругайте в ответ

3. Не критикуйте в ответ

4. Не бейте в ответ

Говоря о передаче мантр, Духовный Наставник напомнил о четырёх факторах, сильно влияющих на эффективность их начитывания:

1. Получение передачи мантры от Духовного Наставника. 

2. Доброта. 

3. Вера. 

4. Однонаправленное сосредоточение при начитывании.

Эти три недели были наполнены глубоким смыслом, вдохновением и силой. 

Мы выражаем искреннюю благодарность Драгоценному Учителю за его мудрые наставления.

Пусть учения принесут плоды и станут для всех учеников семенами будущего пробуждения на благо всех живых существ.

 

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа