Досточтимый гелонг Тензин Чойдуб ушел из жизни

Сангха нашего дорогого Учителя Геше Джампа Тинлея потеряла своего старшего монаха, досточтимого гелонга Тензина Чойдуба, которого все ученики Геше-ла знают как Владимира Раднаевича Лумбунова, почитают и любят его.

Владимир Раднаевич родился 25 июня 1939 года и ушел из жизни 31 августа 2025 года, на восемьдесят седьмом году жизни. Он родился в обычной советской семье, получил образование в советском вузе, работал агрономом и был уважаемым специалистом, создал хорошую семью. У него замечательные дети, внуки и правнуки. Но его налаженная и благополучная жизнь полностью изменила привычное русло, когда, будучи уже зрелым человеком, в середине 1990-х годов он встретился со своим драгоценным Учителем - Геше-ла.

После встречи с Учителем Владимир Раднаевич обрел все более крепнущую веру в Три Драгоценности, воплощением которых для него стал Геше-ла, и впитывал как драгоценный нектар его наставления в Дхарме. Он был среди тех первых учеников, которые участвовали в ретритах в Курумкане и построили себе там ретритные домики. Он пришел к практике Учения всерьез и навсегда. По его словам, в Курумкане он не ходил, а парил, летал. Настолько велик был его энтузиазм, настолько сильную веру он обрел! Благодаря этой вере и практикам нендро он вернул себе крепкое здоровье, которое до курумканских ретритов пошатнулось настолько сильно, что вес его тела стал чуть ли не меньше бараньего, по его собственному признанию.     Его ум раскрылся, в сердце постепенно созрело важнейшее в его жизни решение. Когда первые монахини среди учеников досточтимого Геше-ла, получившие обеты рабжунмы в 2002 году от Учителя и его духовного наставника, досточтимого Геше Намгьяла Вангчена, через год с рекомендацией Геше Вангчена поехали в Дхарамсалу к Его Святейшеству Далай-ламе получать обеты гецулмы, Владимир Раднаевич решительно присоединился к ним и получил вместе с ними и группой тибетцев обеты гецула и монашеское имя Тензин Чойдуб, которое в переводе с тибетского означает «Держатель Учения, Реализующий Дхарму». Хотя Его Святейшество предложил ему тогда сразу принять полное монашеское посвящение, Тензин Чойдуб скромно решил в течение нескольких лет упражняться в соблюдении обетов гецула, чтобы созреть для принятия обетов гелонга. И когда Его Святейшество через несколько лет приехал в Монголию и стал впервые давать в Монголии полное монашеское посвящение, Тензин Чойдуб вместе с группой монголов принял от Его Святейшества обеты гелонга. После этого в течение некоторого времени он регулярно ездил в Улан-Батор, в монастырь Гандан, чтобы пройти специальное обучение по программе гелонгов. После этого он стал бескорыстно выполнять некоторые ритуальные практики для пользы своих духовных товарищей.

Став гелонгом, досточтимый Тензин Чойдуб всю свою оставшуюся жизнь, все 24 часа в сутках посвятил практике Дхармы, следуя наставлениям Учителя, нашего драгоценного Геше-ла, в чистоте соблюдая монашеские обеты. Возможно, он не понимал все тонкости буддийской философии и не был силен в логических дебатах, но у него была великая вера и безграничная преданность своему коренному Учителю. Он не бегал к другим наставникам. Только Геше-ла и Его Святейшество! Учитель для него был бесценным существом, внушавшим трепет и робость, как у ребенка, и искреннюю, самую чистую веру. Он говорил: «Учитель своими глазами-лазерами всё видит!». Гелонг Тензин Чойдуб во всем следовал указаниями Учителя и принимал решения, только посоветовавшись с Учителем. Вот и в этот раз, несмотря на то, что уже болел, не пропустил Байкальский ретрит-2025 - ни учение, ни коллективную практику Ямантаки, и только после огненной пуджи попросил разрешение у Учителя не оставаться по состоянию здоровья на учение по шаматехе и индивидуальное затворничество. А до этого, на протяжении всех пятнадцати лет, пока существует наш медитационный центр на Байкале, он проводил здесь ежегодно несколько месяцев в ретрите, сидя в своей крохотной комнатке с холодным полом, не сетуя, что за ним не ухаживают, не помогают в ретрите, не обустраивают его ветхую комнату.

Как монах-гелонг, досточтимый Тензин Чойдуб считал своим долгом обязательно провожать в последний путь своими чистыми молитвами уходящих братьев и сестер в Дхарме, а также и их родных и близких. Каждый год он встречал Палден Лхамо в Заречье, освящал и вывешивал хий-морины, каждое утро он выполнял защитные ритуальные практики для медитационного центра. Он был чуток к другим и стремился помогать всеми возможными способами.

Много раз мы с ним ездили в паломничество в Индию. Однажды, на юге Индии, где находится родной дом Учителя и монастырь Сера, более двадцати лет назад, мы с ним совершили подъем по трем тысячам ступеней к вершине горы, где в пещере медитировал когда-то великий йогин Падампа Сангье. Была большая искренняя вера в Дхарму и Учителя, и Тензин Чойдуб жил в этой вере. В прошлом году он прошел пятимесячный ретрит в доме шаматхи. По окончании ретрита в его комнате обнаружили самовозникшее изображение цветка. Что это был за феномен?     

Будучи старшим монахом нашей небольшой сангхи, Тензин Чойдуб подавал новым монахам и монахиням пример однонаправленной преданности коренному Учителю, нравственной чистоты и жизни, посвященной духовной практике.

Мы скорбим в связи с его Уходом. Но и сам его уход из этой жизни стал примером духовной практики. Около двух лет назад состояние здоровья досточтимого Тензина Чойдуба резко ухудшилось, и он собрался уходить. Но дочь, Ия Владимировна, попросила его не спешить с уходом. Тогда он ответил: «Хорошо. Поживу еще года два».

Верим, что наш дорогой ваджрный брат и друг переродится там, где продолжится его связь с коренным Учителем, и что в следующей жизни он достигнет еще более великих свершений!

Доктор философских наук, 
Урбанаева Ирина Сафроновна

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа