«Будда — защитник, учитель, достоверное существо»: Учения Досточтимого Геше Джампа Тинлея в Москве

Осенне-зимнем цикле московских лекций Учитель сделал подробный анализ этого четверостишия и Четырех Благородных Истин. Основой для всех реализаций является практика Прибежища. Ясное понимание помогает зародить непоколебимую веру в Будду, Дхарму и Сангху. Слепая вера легко теряется, в отличие веры, основанной на ясном понимании. Досточтимый Учитель, используя логические доводы, доказывающие первую строку четверостишия, более детально объяснил, кто такой Будда, и причины, по которым Будда является достоверным существом. Что Будда не был изначально буддой, он достиг просветления посредством развития Великого сострадания и мудрости, познающей пустоту.

Великое сострадание в начале подобно семени древа Просветления, в середине подобно удобрению, которое помогает этому древу расти сильнее и сильнее. В конце, благодаря Великому состраданию, это древо делится своими плодам со всеми живыми существами. Благодаря Великому состраданию с легкостью осуществляется все шесть совершенств и четыре акта ненасилия становятся высшими актами ненасилия. Первый акт ненасилия – не злиться в ответ. Вместо того, чтобы злиться, ум все время думает «Как же я могу избавить других от страданий?». Это подобно матери, которая испытывает очень сильное сострадание к ребенку. Как она может навредить. Если все время думать о том, как страдают другие живые существа, практика шести совершенств будет укрепляться.

Благодаря доброте Духовного Наставника мы понимаем, что в конце благодаря Великому состраданию и мудрости, напрямую познающей пустоту, мы можем стать буддами и приносить благо всем живым существам, как Его Святейшество Далай-Лама и наш Драгоценный Учитель. Трижды добрый Учитель неустанно и с огромной щедростью более 30 лет передает теоретическое учение. А практика зависит от нашего упорного труда, как мы понимаем и практикуем учение Будды. «Я очень рад тому, что в Москве в подвале мы эффективно следуем советам Васубандху и добиваемся сохранения теоретического учения и учения практических реализаций Будды» – отметил Учитель.

Слово «Защитник» означает, что Будда защищает живых существ от страданий посредством передачи учения по Четырем Благородным Истинам. Это единственный, самый мощный способ защиты. Будда, только указывая пусть к освобождению, защищает всех живых существ от страданий и причин страданий. Когда впервые Будда передал Четыре Благородные Истины первым своим пяти ученикам, в нашем мире в Варанаси впервые было установлено и теоретическое учение Будды, и учение практических реализаций. Как говорил Васубандху, учение Будды можно сохранить посредством слушания и медитации. Учение не сохраняется посредством строительства красивых больших монастырей и больших статуй. Так учение Будды не сохранить. Золотые статуи, внешние храмы могут разрушить или украсть. А богатое учение, богатый образ мышления никто не может украсть.

Богатый образ мышления достигается с помощью теоретического учения. Четыре Благородные Истины является основополагающим учением, как позвоночник, для Хинаяны и Махаяны. «Если вы будете понимать Четыре Благородные Истины на основе определений, то ваше понимание будет точно. Тогда ваш образ мышления изменится, и это реализация. У вас есть талант понимать учение» – подчеркнул Учитель. Как говорил Лама Цонкапа, талант к анализу лучше, чем талант к медитации. «И это самые лучшие последователи учения Будды» - сказал Учитель.

Учения по Четырем Благородным Истинам главным образом направлены на отвержение сансары и достижение освобождения. Наша большая ошибка заключается в том, что с безначальных времен мы ищем счастье в пределах сансары, которая является природой страдания. Благодаря Учителю мы теперь понимаем, что счастье нужно искать в нирване. По определению Джамьяна Шепы, нирвана – это пустота ума, полностью свободного от омрачений, и это Благородная Истина о пресечении страданий.

Окончательные заключения к темам Четырех Благородных Истин сохранены в монастырях. Поддержка монастырей играет важную роль в сохранении учения Будды. Подобными действиями поливаем древо учения Будды. В следующем году приезжают монахи монастыря Сера Мей для построения мандалы Будды медицины в пяти центрах: в Москве, в Калмыкии, в Бурятии, в Туве и на Байкале. Проведут ритуалы Будды медицины и защитников Дхармы для улучшения здоровья и устранения препятствий.

В Москве мы получаем наставления Досточтимого Геше Джампа Тинлея, начиная с 15 ноября и в течение месяца. Между лекциями успевали проводить ритуал Цог 17 ноября – ко дню рожднния Его Преосвященства Линга Ринпоче, 10 декабря – по случаю годовщины Его Святейшеству Далай-Ламе XIV Нобелевской премии мира, 13 декабря  праздновали большой буддийский праздник День Ламы Цонкапы (праздник лампад). Благодарим Учителя за мудрость и величайшую доброту. Пусть получение Учения станет одной из самых мощных практик, пусть мы сможем сохранить учение ради блага будущих поколений.

В завершение осенне-зимних лекций состоялось Благословение Манджушри. Учитель всегда говорит, что нужно придерживаться срединного пути, самим изготавливать для себя лекарство, излечивать свой ум, но также важно и полагаться на божества, которые могут создать условия для развития ума.

 

 

 

 

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа