Каким образом человек, которого ничто в жизни не держит, может целиком посвятить себя буддизму? Стоит ли связывать себя узами брака или, напротив, – становиться монахом?
Вопрос: Здравствуйте, досточтимый Геше-ла. Спасибо Вам за добрые советы.
Скажите, пожалуйста, каким образом человек, которого ничто в жизни не держит (молод, образован, не женат), может целиком посвятить себя буддизму? Может ли он стать монахом в России или Монголии, и что для этого нужно? Как наиболее полно можно себя реализовать, будучи мирянином? Предпочтительнее ли таким людям не связывать себя узами брака, и каковы плюсы и минусы безбрачия? Большое спасибо.
Ответ: Что касается того, нужно ли становиться монахом, то это зависит от индивидуальных наклонностей и ситуации каждого человека. Я не могу сказать, что вам нужно или не нужно становиться монахом. Некоторым людям монашество очень полезно, если они могут выдержать монашеский образ жизни и продолжать свою практику. Если у них сильная воля и решимость, им очень даже стоит избрать путь монашества. У других людей нет этой сильной устремленности, они не могут всецело посвятить себя Дхарме… Если такие люди становятся монахами, они рано или поздно снимают с себя монашеские обеты. Но поскольку их мирская карьера уже так или иначе загублена, они остаются у разбитого корыта. Поэтому обычно мне очень трудно советовать людям, стоит ли им принимать монашество. Этот выбор человек должен сделать для себя самостоятельно, хотя прислушиваться к советам других тоже очень важно. Принимая решение, вы должны рассмотреть ситуацию как с положительной, так и с отрицательной стороны. Не смотрите только на преимущества… Многие принимают решения, обращая внимание только на плюсы того или иного предприятия. Когда же возникают проблемы, они все бросают. Поэтому еще до принятия решения очень важно выяснить все плюсы и минусы.
В чем заключаются «плюсы» монашеского образа жизни? Когда вы становитесь монахом, тем самым вы освобождаетесь от множества мирских обязанностей. У вас, по сути, остается только одна обязанность — это практика Дхармы. Вы отсекаете от себя множество бесполезных мирских забот, которые не приносят больших результатов и с головой погружают вас в узкий мирок сансары. Это первое преимущество. Еще одно преимущество состоит в том, что, имея монашеские обеты, вы накапливаете заслуги даже во сне. Благодаря обету безбрачия вы свободны от многочисленных мирских проектов и обязательств. Когда человек женится, у него возникает множество обязательств перед семьей, обрекающих его на разного рода деятельность. Вы вынуждены заниматься всеми этими делами даже против своей воли, потому что сами создали этот механизм. Обет безбрачия не влечет за собой подобного механизма. Будучи монахом, вы не обязаны заниматься мирскими делами (если вы все же занимаетесь ими из-за привязанности, это другое дело, но вынудить вас никто не сможет). Таким образом, у вас появляется больше свободы от мирских забот и бессмысленного накопления негативной кармы в мирских целях.
Лама Цонкапа сказал, что тем, кто действительно вдохновлен практикой Дхармы, лучше стать монахом и принять обет безбрачия, потому что в мирских делах не обойтись без агрессии, обмана, лжи и тому подобного. Если вы честны и следуете принципу ненасилия, вам очень трудно достичь каких-либо мирских целей. Духовные же деяния всегда носят исключительно мирный характер, они всегда искренни и совершаются с помыслами о долговременном, не сиюминутном, счастье. Тем самым они вступают в противоречие с мирскими принципами. Поэтому как мудрые люди могут захотеть вести жизнь домохозяев и вступить в брак? Это очень хороший совет, он относится к людям, которые очень сильно и искренне стремятся к практике Дхармы. Исходя из этих соображений, я считаю, что очень полезно стать монахом или монахиней и принять обет безбрачия. Если же ваш ум не так силен, вам нужно следовать принципу «фифти-фифти». На 50% вы занимаетесь мирскими делами, а другую половину своего времени посвящаете практике Дхармы. Это не так эффективно, как монашество, но все же лучше, чем погрузиться с головой в мирскую суету.
Что касается недостатков монашества… Я не вижу в этом никаких недостатков — одни преимущества! Но здесь есть одна трудность — вам нужно любой ценой хранить свои монашеские обеты. Это задача не на год, а на всю оставшуюся жизнь. Поэтому, если вы живете в обществе, где, кроме вас, нет других монахов, вам будет сложно… Подумайте о том, что в России нет монастырей и вам придется ехать в Индию, чтобы получать монастырское образование… Способны ли вы на это? Это еще одна трудность. Если же вы будете жить в российском обществе, то люди, не понимающие Дхармы, будут считать вас чудаком, и вам будет сложно с ними общаться. Вы можете превратиться в изгоя. В этом состоит еще одна трудность. Поэтому взвесьте все как следует. Если вы полностью готовы ко всему этому, очень хорошо. Если же не готовы, то, когда возникнут все эти трудности, вы впадете в отчаяние: «Зачем я стал монахом?», и будете несчастны. Итак, все зависит от вас, и именно вам предстоит решить, по какому пути следовать.
Но не надо принимать поспешных решений. Например, я, перед тем, как стать монахом, раздумывал об этом лет семь-восемь. Я готовился к монашеству, но не спешил. Хотя я формально не был монахом, внутренне я уже им себя ощущал, и, готовясь к этому, полностью перестраивал свою жизнь. И благодаря этой подготовке, позже, когда я стал монахом, у меня не возникло никаких трудностей. Я стал монахом на Западе, а не в Азии, где все условия этому благоприятствуют. Я стал монахом в самой неблагоприятной для этого среде. Но если ваш ум готов к этому, вы можете стать монахом где угодно — даже на Западе. Я понимал, что для меня нет особой необходимости жить в монастыре или среди других монахов. Таким образом, самое главное — это как следует подготовить свой ум.
Если же вы предпочтете быть буддистом-мирянином, то история знает множество примеров выдающихся практиков, которые не стали монахами. Среди них — Марпа Лоцава, Дромтонпа… Они довольствовали тем, что имели, и жили очень скромно. Кроме того, у них было мало детей, либо вообще не было детей. Либо они вообще не заводили семью, как Дромтонпа. Эти великие йогины на своем примере показывали нам, что, если мы не способны быть монахами, мы можем остаться практикующими мирянами, но при этом не иметь семьи. Все они были очень высоко реализованными существами, и все, что они делали, было предназначено для нас. Они указывали нам путь, который мы можем избрать для своей практики. У Марпы был только один сын, благодаря чему он мог практиковать, и семейные заботы не отнимали у него слишком много времени. Тем самым он учил нас: «Если хочешь остаться мирянином, не имей много детей — это станет препятствием для твоей практики Дхармы, так как добавит тебе обязанностей». Сын Марпы рано умер, так что и Марпа остался бездетным… Итак, последуйте примеру этих великих существ и выберите для себя один из этих путей. Кроме того, постарайтесь найти жену, которая так же, как вы, тяготеет к духовной практике и не хочет иметь слишком много детей. Тогда вы можете, живя вместе, работать, чтобы прокормить себя, но больше времени уделять практике Дхармы. Так вы сможете реализовать свой потенциал, оставаясь мирянином.