Для чего в Ваджраяне такое многообразие различных йидамов и садхан? Неужели практики одного йидама (садханы) недостаточно для достижения просветления?
Вопрос: Здравствуйте, уважаемый Геше-ла! Для чего в Ваджраяне такое многообразие различных йидамов и садхан? И хотя суть и природа одинакова, но, на мой взгляд, это лишь вносит путаность в то, что из них практиковать... Неужели истинной практики одного йидама (садханы) недостаточно для просветления? Спасибо!
Ответ: Множество различных божеств существует по той причине, что бессчетное количество живых существ имеет разные предрасположенности, интересы, наклонности. И отдельным существам проще практиковать то из божеств, которое больше им подходит. Поэтому вовсе не обязательно полагаться на сотни божеств. Индийские мастера говорили: «Когда вы реализуете одно божество, вы тем самым реализуете сотни божеств. Если вы практикуете множество божеств, то в итоге не можете реализовать и одного». Поэтому для своей индивидуальной практики вы можете выбрать одно божество.
Многообразие божеств похоже на широкий ассортимент лекарств в аптеке. Лекарств существует много, потому что у разных людей разные проблемы со здоровьем. Для некоторых из них одно лекарство слишком сильное, другое подходящее. Поэтому в соответствие с разнообразием потребителей разнообразен и выбор. Но вам достаточно подобрать одно лекарство. Так же обстоит и с божествами: каждое из огромного множества божеств существует со своей целью. Их практики отличаются. Вы же можете выбрать одно божество и достичь реализации сотни божеств. Поэтому не практикуйте слишком много божеств, выберете одно — два, можете выбрать три божества.