Может ли на определённом этапе семейная жизнь сделаться непреодолимой помехой для практикующего и как здесь быть тем, кто пришёл к духовному поиску, уже обременив себя семьёй?

Данные о себе
Имя: 
Елена
Город: 
Тоскана, Италия

Вопрос: Уважаемый Геше Тинлей! Во многих буддийских текстах (например, в учениях Падмасамбхавы) часто говорится, что практик, стремящийся к освобождению, должен порвать все семейные и иные узы, которые порождают привязанность. Тем не менее, есть примеры (например, Учитель Намкай Норбу Римпоче), которые совмещают свою духовную жизнь с социальной и семейной функцией. Мой вопрос таков: может ли на определённом этапе семейная жизнь сделаться непреодолимой помехой для практикующего и что Вы можете сказать по этому поводу тем, кто пришёл к духовному поиску уже обременив себя семьёй?
 
Ответ: Духовному практику необязательно рвать все связи с обществом. Дхарму можно практиковать и живя в семье. Вы должны понять, что главная цель буддийской практики — укротить, подчинить свой собственный ум и избавиться от болезни омрачений. Поэтому, если вы встретились с буддизмом, будучи уже семейным человеком, начните свою практику с собственной семьи. Будьте добры в отношениях со своими близкими. Не погружайтесь в дебри буддийских философских теорий — они собьют вас с толку. Буддийская философия должна быть интегрирована в вашу повседневную жизнь — благодаря этой философии вы день ото дня должны меняться к лучшему и становиться добрее. И будьте практичны, то есть не ставьте перед собой невыполнимые задачи. Также очень важно в повседневной жизни регулярно выполнять те практики, в отношении которых вы связали себя обязательствами перед учителями. Вначале самой мощной практикой является очищение негативной кармы. Вы должны понимать, что последствия негативной кармы, которую мы не очистили, будут очень плачевны даже в этой жизни, а в будущих жизнях принесут гораздо больше страданий. Итак, с желанием освободиться от страданий и испытать счастье в будущих жизнях, делайте очистительную практику Ваджрасаттвы. И накапливайте заслуги, то есть создавайте позитивную карму. Вы должны понять, что любое счастье и удовольствие в этой и будущих жизнях является следствием позитивной, благой кармы. Эти две практики — очищение негативной кармы и накопление позитивной — очень и очень важны. Лучший способ накопить благую карму, как говорится во многих текстах, — это быть добрым человеком. Практикуйте доброту и заботу о членах своей семьи. Иногда принимайте на себя поражение и отдавайте победу своим близким, чтобы избежать ненужных ссор. Жертвуйте своим маленьким счастьем ради счастья других. Таким путем вы накопите много заслуг.
     Итак, даже живя в семье, вы можете заниматься очень мощной духовной практикой. Поймите, что в настоящее время самая подходящая и действенная для вас практика — это доброта и жертвование своим счастьем ради счастья других. Начните со своей семьи. Вы должны стать опорой для семьи, у вас должно быть очень большое сердце (в Тибете говорят, что у человека «большое сердце», если он обладает большой терпимостью). Тогда, если вы будете куда-то уезжать, все члены вашей семьи будут очень скучать без вас. Станьте примером для своей семьи и старайтесь вести всех своих близких, своих детей, по верному пути. А верный путь — это путь непричинения вреда другим, когда вы несете людям мир и гармонию и стараетесь принести обществу какую-то пользу. Ни в коем случае не делайте своих детей буддийскими фанатиками — лучше воспитайте их хорошими людьми. На этой основе, когда они повзрослеют, предложите им самим выбрать свой духовный путь — в том числе дайте им возможность познакомиться с мудрыми советами буддийских учителей. Если эти советы покажутся им полезными, пусть последуют им. Но самое главное — это доброе сердце.
     Итак, подобная практика для нас сейчас наиболее эффективна. Затем, если в будущем у вас появится желание заняться практикой более интенсивно, например, развить шаматху — однонаправленное сосредоточение, то с этой целью вам нужно будет уехать в какое-нибудь уединенное место на год или полгода, и полностью отрезать себя от общества. В семье развить концентрацию невозможно — там вас все время будут отвлекать. Поэтому вы должны будете твердо сказать членам своей семьи: «Я знаю, что вам будет плохо без меня, но для меня сейчас очень важно развить шаматху, так что я покидаю вас на некоторое время. Прошу меня извинить». В ретрите ваша практика должна быть по-настоящему интенсивной, вы должны строго следовать инструкциям, которые даны в текстах. А после завершения ретрита вам снова нужно будет вернуться в общество, к своим семейным и прочим обязанностям.
     Основная цель буддийской практики — вовсе не в том, чтобы убежать от общества. Буддийские практики уходят в затворничество лишь на время, чтобы укрепить свой ум, а затем вновь возвращаются к людям. Все бодхисаттвы прошлого говорили: «Пока существует пространство, пока живые живут, да останусь и я вместе с ними — страданий рассеивать тьму». У нас тоже должна быть подобная решимость: пока живые существа продолжают страдать в этом мире, я должен все время находиться с ними, делая все возможное, чтобы избавить их от их мучений. Пусть в будущем я все время буду рождаться в тех местах, где живые существа более всего нуждаются в моей помощи, и да смогу я принести им счастье. Такая мотивация должна быть и у вас.

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа