С какой практики лучше всего начать?
Вопрос: Досточтимый Геше! У меня достаточно простой вопрос, и фактически я прошу помощи. Я прочитал много книг о буддизме и очень хочу заниматься практикой и медитацией, но не знаю с чего начинать, какую практику читать и чем лучше заниматься в начале. Если б Вы могли бы поставь меня на правильный путь, я был бы вам очень признателен.
Ответ: Я все время повторяю, что первый шаг в буддийской практике — это отказ от совершения десяти недобродетелей. Следите за своим телом, речью и умом, и не позволяйте себе совершать негативные поступки. Это очень важная практика. Итак, сначала вы должны стать человеком, никому не приносящим вреда. Тогда ваши отношения с родными и соседями будут все лучше и лучше. Это неформальная практика. Если вас также интересует формальная практика, вы должны дать себе обещание ежедневно читать определенную молитву. В буддизме очень много молитв и практик. Также читайте мантры. Кроме того, накапливайте благие заслуги и очищайте негативную карму, и посвящайте это достижению состояния будды ради счастья всех живых существ. Также развивайте концентрацию, визуализируя перед собой образ Будды. Занимайтесь медитацией на дыхание… Помимо этого, выполняйте аналитические медитации на темах «Ламрима» и старайтесь развивать в своем сердце любовь и сострадание. Эта формальная практика, если делать ее регулярно, будет помогать вам во всех жизненных ситуациях. У вас станет больше осознанности, больше внимательности, и вы станете причинять все меньше вреда другим. Вследствие этого в вашем уме будет все меньше омрачений. А поскольку ваши омрачения уменьшатся, то во время ежедневных сеансов медитации качество вашей практики возрастет. В свою очередь, чем эффективнее будет ваша медитация, тем больше она будет влиять на вашу повседневную жизнь. Тогда ваш ум станет более укрощенным. Таким образом, сеансы медитации должны позитивно влиять на повседневную жизнь, а поведение в жизненных ситуациях должны повышать качество медитации. Именно таким образом мы когда-нибудь сможем подчинить себе свой дикий, необузданный ум.
Но без регулярной ежедневной практики измениться вы не сможете. Одно-два занятия медитацией, даже трехмесячный ретрит, не окажут большого воздействия на вашу жизнь. Поэтому ежедневная практика очень и очень важна. Например, вы должны решить для себя, что каждый день будете читать по сотне раз мантру Авалокитешвары или Тары. Визуализируя перед собой это божество, читайте его мантру… Кроме того, размышляйте над всеми учениями Дхармы, которые вы получаете. И старайтесь жить согласно принципам Дхармы, согласно закону кармы. Это настоящая духовная практика.
В чем заключается суть учения Будды? Будда сказал: «Не совершай негативную карму. Накапливай богатство заслуг. Укроти свой ум полностью. Таково учение Будды». Итак, в буддизме нет никаких учений или практик, которые бы не имели отношения к укрощению ума. Полное укрощение, подчинение ума — это сущностная буддийская практика. Для этого предназначены все учения и практики, включая тантру…
Мне хотелось бы попросить всех своих учеников: старайтесь укротить свой ум! Это должно быть вашей главной целью. Если вы не укрощаете свой ум, а занимаетесь всякими странными практиками, или если ваша практика тантры делает вас более гордыми и высокомерными, то знайте, что вы стреляете в противоположную сторону от своей цели! Это совершенно бессмысленное занятие. Каждый раз, когда вы выпускаете стрелу из лука, она должна лететь в сторону мишени… А мишень — это укрощение ума. Поэтому вы должны быть бдительны. Если вы почувствовали, что в результате практики ваша гордыня возрастает, это сигнал того, что вы делаете что-то неверно! Вы должны быть сами себе судьей. Учитель не может все время указывать вам на ваши ошибки. Следите за собой, за своими недостатками. Если вы не будете осознавать собственные ошибки, то во имя Дхармы рискуете создать тяжкую негативную карму. Поэтому наблюдение за собственным умом — основная практика Дхармы.