С чего начать практику мирянина?

Данные о себе
Имя: 
Алексей Леонтьев
Город: 
Москва

Вопрос: Достопочтимый Геше-ла! Я пять лет пытаюсь практиковать буддизм в одиночку, и, естественно, без традиции и учителя не очень получается. Недавно я решил присоединиться к традиции Гелуг. Не могли бы Вы посоветовать, с чего начать практику мирянина?
     Спасибо за замечательный сайт! С почтением, Алексей Леонтьев.
Ответ: Мирянину важно не слишком цепляться за название школы, Сакья это, Кагью, Ньингма или Гелуг. Это не очень красиво. Более того, я всегда говорю, что Вам даже не стоит называть себя буддистом. Это всего лишь очередная шапка, которую Вы хотите одеть на голову: я буддист, а он не буддист, более того, я не просто буддист, а я тибетский буддист, и не просто тибетский буддист, а последователь Кагью, Ньингма или Гелуг, а в Гелуг я отношусь к такому-то монастырю. Ни к какому монастырю Вы не относитесь. А внутри Кагью Вы начинаете относить себя к Карма Кагью и т.д. Зачем нам нужны все эти деления?
     Самое важное — пытаться стать чистым буддистом, развить прибежище в сердце. Но не стоит называть себя буддистом, а других не-буддистами. Я всегда говорил, что мне это не нравится. Мы все страдаем от болезни омрачений, нам необходимо ее вылечить. Это невозможно сделать, просто став кем-то. Кем бы Вы ни стали: гелугпинцем или кагьюпинцем, пусть даже особенным гелугпинцем, — от болезни омрачений Вас это не спасет. Поэтому я говорю Вам: не пытайтесь стать кем-то, старайтесь укротить свой ум. А для того, чтобы укротить свой ум, я всегда рекомендую учение Ламрим. Это очень ценное Учение. Не существует гелугпинского Ламрима. Этот труд написал Лама Цонкапа. Он был хранителем полного Учения школ Ньингма, Сакья, Кагью и древних индийских махасиддхов. Все, что сделал Лама Цонкапа, — кратко изложил суть этих Учений. Существует Учение Будды, а не какое-то гелугпинское Учение. Сам Чже Ринпоче придерживался несектарного подхода.
     И по этому Пути необходимо продвигаться шаг за шагом: укрощать свой ум, избавляться от болезни омрачений, развивать здоровый образ мышления. Поэтому Вам я могу посоветовать: лучший подход — читать тексты подлинных мастеров, слушать Учение. Не стоит сразу преступать к медитации, — для Вас это совершенно бесполезно. Даже мантр читать много не нужно. Если Вы не знаете цель, с которой читать мантру, какая мантра Вам поможет? Ваша практика останется лишь детской игрой. Поэтому читайте книги, старайтесь раскрыть свой ум, начать мыслить здраво. Затем понемногу приступайте к чтению мантр.
     Самая простая мантра — ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ. Я бы рекомендовал Вам именно ее. Это мантра любви и сострадания. Читайте ее с тем, чтобы в будущем Ваш ум стал здоровее, добрее и мягче, чтобы Вы стали более чутким человеком, развили любовь и сострадание. Читайте эту мантру не только для себя, но и с тем, чтобы все живые существа обрели такие качества ума, как здоровый ум. «Пусть все живые существа любят друг друга, заботятся друг о друге, не делят себя на одних и других». С такими мыслями начитывайте ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, читайте книги и будьте счастливы, развивайте здоровые мысли. А нездоровое негативное мышление старайтесь перехитрить набирающими силу благими мыслями. Тогда через год посмотрите на себя и спросите, стали ли Вы хоть чуточку лучше. Если заметите прогресс, значит, Ваша практика Дхармы эффективна, даже если Вы не медитируете. Поэтому в начале читайте книги, старайтесь изменить привычный образ мысли, сделайте себя более глубокомысленным, принципиальным человеком. Вот что я хотел бы Вам посоветовать. Желаю Вам всего наилучшего!

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа