Можно ли самостоятельно заниматься медитацией, или без Учителя это невозможно?

Данные о себе
Имя: 
Алексей Попков
Город: 
Костанай

Вопрос: Уважаемый геше Джампа Тинлей, прошу Вашего совета. Я живу в Казахстане. Несколько лет назад начал интересоваться буддийской философией, читаю книги Его Сятейшества Далай-ламы ХIV, Ваши книги и других авторов, стараюсь применять это в жизни. Можно ли самостоятельно заниматься медитацией, или без Учителя это невозможно? Большое Вам спасибо!
Ответ: Я всегда подчеркиваю, что не стоит торопиться приступать к медитации. Сначала читайте больше книг, старайтесь понять смысл прочитанного, тренируйте ум. В повседневной жизни старайтесь выработать правильный образ мышления — здоровые мысли, а нездоровые сведите к минимуму. Также очень важно в жизни придерживаться определенных принципов. Я это каждый раз повторяю. Очищайте негативную карму, накапливайте заслуги. И если для Вас это возможно, приезжайте на Байкал. 25-го июля на Байкале состоится ретрит. Мне сложно что-то объяснить в двух словах. Я могу лишь грубо очертить для Вас Путь. А на Байкале поживите со мной десять дней, послушайте Учение, тогда Вы поймете, что такое практика Дхармы.
     Практика Дхармы — это не только медитация. Это не обхождения святых объектов и не чтение мантр. Просто читать мантры — это не практика Дхармы. Практика Дхармы — это укрощение ума, излечение болезни омрачений, обретение здорового ума. Когда Ваш ум здоров, все Ваши проблемы решены, все высокие реализации проявляются сами. А как этого добиться, в двух словах не опишешь. Поживите со мной десять дней, и тогда Вы немного поймете. Но даже после этих десяти дней Вы обретете лишь самое общее представления о том, какими средствами лечить свой ум. Это не просто. Даже чтобы объяснить, как вылечить Ваше тело, одного или двух слов не достаточно. Ведь у Вас так много органов и разнообразных недомоганий. А тело — очень сложный механизм. Поэтому, чтобы человеку стать доктором, необходимо учиться многие годы. Пару раз сходить в институт на лекции не достаточно. А ум наш устроен гораздо сложнее, чем тело. Поэтому в монастыре приходится учиться двадцать лет, чтобы стать настоящим доктором, способным вылечить болезнь омрачений.
     Итак, для того, чтобы лечить болезни тела, пяти лет учебы не достаточно. Сначала необходимо получить базовое образование. Затем 6-7 лет провести в университете. Далее необходимо пройти разнообразные сложные курсы узкой специализации. Знания такого высокого уровня подобны тантре, которую можно сравнить со сложными тончайшими операциями на сердце, головном мозге и т.п. А если человек не имеет общего представления о том, что творится в его теле, как он сможет провести операцию на сердце? В России людей часто интересует медитация на ясный свет, учение по шести йогам Наропы. Но чтобы их практиковать, необходимо стать подобным хирургу высокого класса, проводящему операции на сердце. Вот какова практика тантры. Она не дается всем подряд, потому что нелегка и опасна. Так что сначала постарайтесь грубо представить механизм своего ума: каким образом возникают омрачения, почему они порождаются спонтанно, как нам суметь немного успокоить свой ум, слегка ослабить омрачения, а затем, как полностью их устранить одно за другим, как развить позитивные состояния ума. Поэтому существует множество уровней, на которых дается Учение.
     Первое, что нам необходимо сделать — научиться очищать отпечатки негативной кармы. По аналогии с телом, я не берусь сразу лечить Ваши болезни, сначала мне нужно очистить Ваш организм от токсинов — одного из основных препятствий к Вашему выздоровлению. Далее, если я не позабочусь о нормализации Вашего давления и т.п., я не смогу Вас вылечить. В этом смысле отпечатки негативной кармы подобны токсинам в Вашем теле. Их необходимо вывести. Наряду с этим нужно начать принимать витамины. Заслуги можно сравнить с витаминами. Устранив токсины из Вашего организма и укрепив его витаминами, Вы можете начать думать, что и чем лечить.
     В лечении очень важна систематичность. Вы не рассчитываете, что за день устраните все болезни и станете буддой. Это было бы не правильно. Вам нужна система, придерживаясь которой Вы будете продвигаться шаг за шагом. Затем в будущем, когда Вы научитесь использовать ясный свет — наитончайший ум, тогда для Вас будет реально за один миг устранить из ума все омрачения. Но в настоящий момент ясный свет у Вас проявиться не может. Ваш ум еще слишком слаб.
     Поэтому мой совет — постарайтесь получить полное Учение по Ламриму. Один монгольский Геше говорил: «Я получал комментарий на Ламрим тридцать шесть раз, и только на тридцать шестой я точно понял его смысл. До этого мое понимание было очень грубым. А на тридцать шестой раз я очень точно понял, каким образом устроен мой ум, как бороться с омрачениями, развивать позитивные состояния ума». Поэтому в начале не существует практики Дхармы выше слушания Учения, осознания его смысла и способов применения. Во вторую очередь необходимо делать упор на обдумывании. А третий шаг — это медитация. Будда говорил: «Сначала слушайте, затем обдумывайте, далее медитируйте». Здесь важна последовательность. Будда не говорил: «Сначала медитируйте, затем обдумывайте, потом слушайте Учение». Это не верный порядок. Придерживайтесь правильной последовательности. Желаю Вам всего наилучшего!

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа