Можно ли избавиться от пороков посредством религиозной практики, если нет веры в сверхъестественное существо?
Вопрос: Уважаемый Геше Тинлей! Меня волнует такой вопрос. Я предаюсь множеству пороков: лени, похоти, гневу и т. д. Я полностью осознаю их вред для себя, но ничего не могу с собой поделать. Во мне недостаточно воли, чтобы удержаться от соблазна. Выход из этой тупиковой для меня ситуации я вижу в религиозной практике, однако во мне нет веры в какое-либо сверхъестественное существо. Не имея веры как таковой, я не могу добиться прогресса на каком-либо пути духовного совершенствования. Что бы Вы посоветовали в моем случае?
Ответ: В буддизме особо подчеркивается, что не нужно ожидать помощи от некоей сверхъестественной силы. В буддизме говорится о законе кармы, который гласит: какие действия вы совершаете, тех результатов и достигнете. Поэтому, напротив, вы не должны верить в некую сверхсилу, которая вознесет и освободит вас. Это невозможно. В первую очередь, вы должны понять, что ваше будущее зависит от ваших собственных действий в настоящем. И скажите себе: если хочешь быть счастливым в будущем, действуй позитивно. Если не хочешь страдать, постарайся свести к минимуму совершение негативных действий, которые вошли у нас в привычку с безначальных времен нашего вращения в сансаре. Поэтому в первую очередь очень важно развить в себе убежденность в законе кармы. Вы должны понимать, что все наши страдания, все наше счастье — есть результат наших же поступков. Все ваши действия, связанные с причинением вреда другим, неизменно будут вредоносны для вас самих. А все действия, связанные с помощью другим, всегда пойдут на пользу вам самим. Таков закон природы, никем не созданный. Убежденность в этом законе поможет вам уменьшить количество негативных действий.
Например, сейчас у вас нет проблем с тем, чтобы отказаться от принятия яда. Даже если кто-то попросит вас: Пожалуйста, выпей яд! , вы не станете этого делать, потому что убеждены, что яд, каким бы сладким он ни был на вкус, не поможет вам, а только навредит. Он может быть сладким, но на самом деле очень опасен. Даже если вокруг вас будут лежать горы отравленных конфет, вам будет совершенно не трудно не есть эти конфеты.
Подобным образом, полезно убедить себя в том, что негативные действия — гнев, зависть, ненависть, привязанность — все таят в себе причины ваших же страданий, и потому также являются ядом. Возможно, они принесут вам какое-то небольшое сиюминутное счастье, но одновременно причинят гораздо больше вреда. Они подобны сладкому яду — сладкому на вкус, но очень вредоносному. Когда вы убедитесь в этом, даже если кто-то будет заставлять вас разгневаться, вы не захотите гневаться.
Итак, наилучший способ бороться с такими омрачениями, как ненависть и прочие, — это вначале осознать их последствия. Когда вы станете до глубины души убеждены в том, что эти негативные действия крайне вредоносны, у вас естественным образом появятся «тормоза». Вначале ваш поезд мчится на всех парах, то есть у вас нет ни малейших сомнений в том, что ваш поезд движется в правильном направлении. Когда же у вас появится даже малейшее сомнение в том, что выбранное направление правильно, у вас сами собой включатся тормоза. Точно так же, если вы начнете сомневаться: а правильно ли то, что я делаю? — и осознаете: неправильно, мое поведение в повседневной жизни толкает меня не в ту сторону, то постепенно начнете тормозить. Прекращение наших негативных действий и наших дурных привычек будет подобно остановке поезда. Поезд не способен резко затормозить. Сначала мы замедляем скорость, а позже сможем и полностью остановиться.
Например, если вы привыкли гневаться по десять раз в день, сначала сократите это до восьми раз. Затем — семь раз, шесть, пять, и вы дойдете до одного проявления гнева в день. А потом и вовсе откажетесь от гнева. Именно так люди могут измениться к лучшему.
В этом и состоит духовная практика. Вам не надо верить в сверхъестественное существо, бога, который спасет вас… В буддизме, напротив, утверждается, что нет такого сверхсущества, бога, который может одарить вас духовными прозрениями. Будда сам сказал: «Я не могу избавить живых существ от страданий так же легко, как вынуть занозу из ноги. Я не могу смыть с них неблагую карму, подобно тому, как смывают водой грязь. И я не могу передать им мои реализации, как подарок. Только лишь указуя им путь, если они последуют моим наставлениям, я смогу им помочь».
Те советы, что я сейчас даю вам, — не мои собственные советы, это наставления Будды и других великих наставников прошлого. Следуя им, вы сможете постепенно измениться к лучшему.
К тому же, вы ни в коем случае не должны считать себя очень дурным человеком. Постарайтесь понять: «По природе я чист, у меня есть природа будды». По природе ваш ум совершенно чист. Это можно сравнить с грязной и чистой водой. Какой бы грязной ни была вода, по природе она так же чиста, как и очень чистая, совершенно очищенная вода. В настоящее время грязь лишь временно замутняет эту воду. Когда же вы очистите эту воду от грязи, то чистота этой воды не придет откуда-то извне — она была в ней изначально.
Подобным же образом, ум будды и ваш ум — по природе своей идентичны. Никакого различия, они в равной степени чисты. Просто временно в вашем уме активно проявлена грязь омрачений, поэтому он кажется очень грязным. Причина в том, что вы все время активно взбалтываете воду своего ума и поднимаете со дна на поверхность всю грязь. Когда же вы с помощью практики Дхармы перестанете волновать, взбалтывать свой ум, грязь постепенно осядет, и, когда вы очистите ум от грязи, ваш ум станет чистейшей водой ума будды.
Подобное понимание иметь так же очень важно, оно поможет вам правильно оценить себя и свой потенциал. Если у вас заниженная самооценка, комплекс неполноценности, негативные действия будут совершаться вами непроизвольно. Если же у вас позитивное отношение к самому себе, понимание: по природе во мне нет грязи, у меня есть природа будды, то тогда, когда вы уже готовы совершить проступок, вы скажете себе: это недостойно меня, ведь по природе своей я непорочен. Я чист по природе, эти временные омрачения — не моя природа. Омрачения — лишь временное мое свойство, истинное же свойство моего ума — это покой и умиротворенность. Любовь, сострадание — такова моя истинная природа. А гнев, зависть и прочее — это мои временные качества, они подобны болезни. Когда у вас возникает физический недуг, он сковывает ваше тело — такова временная реакция вашего тела на болезнь. Когда же ваше тело здорово, оно полноценно функционирует, и такова его истинная реакция.
Размышляйте об этом, и вы начнете меняться к лучшему. Посмотрите на детей: до пяти лет у мальчиков и девочек очень похожее поведение, лишь после пяти девочки осознают, что они девочки и начинают постепенно вести себя как девочки. Мальчики понимают, что они мальчики, и начинают вести себя соответственно: прыгать, хулиганить… А все это происходит лишь благодаря самоидентификации, самооценке. Поэтому для вас очень важно оценивать себя как хорошего человека, а не плохого. Именно в связи с этим в буддизме речь идет о том, что каждое живое существо обладает потенциалом будды.
Желаю вам всего самого лучшего в вашей духовной практике.