Почему буддистские учителя не настаивают на вегетарианстве своих учеников, а лишь рекомендуют его? Считаете ли Вы жестоким убивать других существ для спасения своей жизни?

Данные о себе
Имя: 
Евгений
Город: 
Москва

Вопрос: Уважаемый Геше Тинлей, почему буддистские учителя не настаивают на вегетарианстве своих учеников, а лишь рекомендуют его? Даже если речь идет о «необходимости» поедания мяса ввиду слабого здоровья человека, не считаете ли Вы это жестоким — убивать другие чувствующие существа для спасения своей собственной жизни? Поясните, пожалуйста, это противоречие.
Ответ: В буддизме действительно нет строгих запретов на употребление мяса, впрочем, это и не поощряется. Самое главное — мы не должны есть мясо животного, которое было убито нами, либо убито по нашему заказу, либо нам известно, что его убили для нас. За исключением этого, в тех ситуациях, когда мясо продается на рынке и доступно для всех, отказ от употребления этого мяса в пищу одним человеком мало что изменит. Тогда нет большого смысла в том, чтобы быть вегетарианцем. Если, например, мы утверждаем: «Если я не буду есть мясо, никто не будет погибать и живые существа будут в безопасности», то, по логике, если мы откажемся и от риса и овощей, никто не будет выращивать рис и овощи, и многие насекомые не погибнут. Если мы перестанем ходить, под нашими ногами перестанут погибать насекомые… Тогда получается, что нам вообще ничего нельзя делать.
     Итак, самое главное — не причиняйте никому прямого вреда. Косвенный же вред мы пока не можем пресечь — в этом случае мы вообще не смогли бы ни пить, ни есть. Если мы будем использовать такую логику — «если я не буду что-то делать, живые существа не пострадают», то придется перестать и разговаривать, ведь если вы ничего не скажете, ваши слова никого и не обидят. Когда вы разговариваете, те или иные ваши слова неминуемо кого-то задевают. Что бы вы ни делали, кто-нибудь да пострадает от ваших действий. Поэтому сосредоточьтесь на том, чтобы никому не вредить намеренно — это гораздо важнее. Ведь что бы вы ни делали, некоторым людям ваши действия принесут радость, но другие будут ими недовольны. Даже Будда не мог всех сделать счастливыми…
     Поэтому ваш ум должен стать гибким. В одних ситуациях быть вегетарианцем очень хорошо, в других — не очень. Когда в наличии есть мясо, но нет овощей, если вы будете настаивать на том, что вам нужны только вегетарианские блюда и ни что другое, люди будут стараться вырастить специально для вас рис и овощи, что повлечет за собой гибель большего числа живых существ — насекомых. Поэтому важно ориентироваться по ситуации, принимать любые обстоятельства, ни на чем особом не настаивая.
     Кроме того, в буддизме не говорится, что употребление мяса не влечет за собой негативную карму. Несомненно, это негативная карма. Употребление любой пищи — негативная карма, потому что с этим связано отнятие у кого-то жизни. Поэтому следует есть с осознанием того, что вы выживаете за счет доброты тех или иных живых существ и с пожеланием того, чтобы в будущем вы могли жизнь за жизнью воздавать им за их доброту. Существует и особая мантра благословения мяса. Если вы едите с такой практикой, то создаете меньше негативной кармы.

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа