Из-за сплетен обо мне друзья рвут со мной отношения. Tерритория для жизни как бы сужается. Какими нарушениями это вызвано? Какая практика здесь самая полезная?

Данные о себе
Имя: 
Светлана Л
Город: 
Москва

Вопрос: Здравствуйте, уважаемый Учитель!
     Получила Прибежище в этом году; сейчас работаю с 2 своими проблемами, которые повторяются в моей жизни. Первая — друзья или просто знакомые, для которых пришлось выполнить много какой-то работы, и которые, казалось бы, должны знать меня хорошо, рвут со мной отношения на основании сплетен со стороны о моей нечестности или просто домыслов, даже не поговорив со мной. И вторая проблема — территория для жизни как бы сужается: был рабочий офис — отобрали, живу с родителями в маленькой квартире — сестра отдала своих детей жить к нам, съехала на квартиру к знакомой — она решила выйти замуж, и попросила меня уехать. Все время в плотном кругу разных людей, и заниматься практикой, словно в автобусе.
     Скажите, пожалуйста, каким нарушением может быть вызвана такая ситуация, и какая практика была бы наиболее подходящей в моем случае? Большое спасибо!
 

Ответ: Мы получаем результат в соответствии с причиной, которую создаем. И в настоящий момент Ваша ситуация с одной стороны не очень хорошая, а с другой — не самая плохая. Вам всегда следует думать о тех, кому в настоящий момент гораздо хуже, чем Вам. Тогда Вы поймете, что Ваша ситуация вовсе не ужасна. Она действительно не такая уж страшная. В сансаре проблемы есть у всех. И если Вы знаете, как использовать проблемы для своего духовного развития, тогда они станут Вам полезны. Для этого первое и самое важно — терпение. Настоящее терпение — это сильное состояние ума. Какие бы проблемы у Вас не возникали, они не должны повергать Вас в ужас. Временное страдание Вам полезно. Оно дает Вам возможность развивать свой ум. А временное счастье — обман, Вы должны понимать это. Придаваться временному счастью — впустую тратить время. Так, когда Вы встречаете временное страдание, Вы должны сказать: «О, это не очень плохо. Передо мной возникла возможность извлечь для себя пользу».
     Буддизм говорит, что временное страдание обладает пятью качествами:
     Во-первых, оно умерит Вашу гордыню — сделает Вас скромнее.
     Во-вторых, оно поможет Вам развить отречение. Если Вы не испытываете временных страданий, очень трудно породить отречение. Вы будете блуждать, даже не задумываясь о духовном. У Вас не возникнет вопроса, как выполнять практику. Вот какое преимущество есть у временного страдания.
     В-третьих, временное страдание сделает Вас чутким человеком. Вам будет гораздо проще развить сострадание, потому что Вы и сами переживаете неприятности. Если Вы вдруг услышите о чьей-то проблеме, Вы сразу скажете: «О, да! Я знаю, как это неприятно. Пусть этот человек поскорее избавится от таких проблем». Итак, временное страдание поможет Вам в развитии сострадания. Люди, не испытывающие временных страданий, не обладают состраданием, их сердца черствы.
     Далее, временное страдание поможет Вам очистить негативную карму. Так, когда у Вас возникает проблема, Вы должны понимать, что она является результатом негативной кармы, созданной Вами в предыдущей жизни. Скажите себе: «Если ты не хочешь, чтобы такие проблемы повторились, займись очистительными практиками». И не ждите молниеносных результатов. Все, на что Вы можете рассчитывать, — это небольшое облегчение Ваших страданий и предотвращение каких-то новых проблем в будущем.
     Пятое преимущество: благодаря временному страданию Ваш ум станет сильным. Такое страдание предоставляет Вам очень хороший шанс укрепить свой ум. Таковы преимущества страдания.
     Итак, не думайте, что Ваши временные страдания ужасны. Посмотрите, как много хорошего они могут Вам дать. Они подобны сауне. Если человек находится в сауне, но не понимает ее преимуществ, для него это худшее из наказаний. А те, кто знает, что сидеть в сауне хоть и жарко, но полезно для здоровья, получает удовольствие от пребывания в ней. Поэтому я знаю, что Вы сейчас не в самой лучшей ситуации — испытываете временные трудности; думайте о том, что это отличная сауна для Вашего ума. Тогда взгляд на окружающий мир изменится. Вам не нужно будет специально выделять время для духовной практики. Каждый день привыкайте к правильному образу мышления — здоровому мышлению; это практика Дхармы.
     Когда у Вас возникает проблема, не порождайте глупых, нездоровых мыслей: «Все это из-за него, а то-то и то-то из-за нее». Это нездоровое мышление, которое омрачит Ваш ум и лишь усугубит Вашу ситуацию. Когда у Вас возникают проблемы, придерживайтесь здоровых мыслей: «На все это есть свои причины. Будда говорил: «Вы не испытаете результата, причины которого не создали». Поэтому причину создал я. Так что, неважно, с этого момента я все изменю. Вместо создания неправильных причин я начну создавать правильные. Тогда у меня будет хорошее будущее». Именно такое здоровое мышление Вам следует развивать. Далее подумайте: «В настоящий момент не только я, многие живые существа страдают. Некоторым даже гораздо хуже, чем мне. Пусть же никто так не страдает». Почувствуйте сострадание. Вот что такое здоровое мышление. Тогда внешний мир останется тем же, но день ото дня будет меняться Ваш внутренний мир. Вы станете сильной и будете счастливы, где бы ни находились. Если же наш ум не меняется, и мы поддерживаем нездоровые мысли, продолжаем сильно зависеть от внешних обстоятельств, тогда куда бы мы ни уехали, хоть даже в Чистую землю, нас везде будут поджидать проблемы. Один наставник как-то сказал своему ученику: «Если ты не изменишь свой образ мышления, будешь продолжать мыслить глупо, даже в Чистой земле ты не будешь счастлив». Тем самым косвенно он хотел сказать, что если мы изменим наш образ мысли, начнем мыслить здраво, даже в сансаре мы будем счастливы. Желаю Вам всего наилучшего!

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа