Почему, зная, что действие не правильное, часто все равно его совершаешь?

Данные о себе
Имя: 
Алексей
Город: 
Иркутск

Вопрос: Здравствуйте! У меня такой вопрос: почему даже зная о последствиях, осознавая некоторую «неправильность» отдельных действий, тем не менее, их совершаешь? Как с этим быть? К тому же, одни и те же действия часто приносят благо (по крайней мере, так кажется) одним существам, а другим — нет.
 

Ответ: Это очень хороший вопрос. Мы совершаем негативные действия тела, речи и ума не только потому, что не знаем об их последствиях. Одни люди совершают эти действия из простого неведения, другие — в силу привычки, хотя знают, что это плохо, и не хотят этого. Третья причина таких поступков в том, что они приносят нам временное счастье. Хотя мы знаем, что в будущем их последствия будут негативны, мы их совершаем в силу привязанности к временному удовольствию.
     И иной раз эти действия, вредящие другим, приносят какую-то пользу нашим близким друзьям. Это еще одна причина, по которой мы их совершаем.
     Итак, чтобы пресечь эти действия, во-первых, очень важно понять их негативные последствия. Во-вторых, вам нужно ослабить свою привычку к этим поступкам. Чем больше вы их совершаете, тем сильнее привыкаете к ним. И тогда возникнет замкнутый круг, который в итоге не приведет ни к чему хорошему. В своем труде «Абхидхармакоша» Васубандху объясняет, как избавиться от омрачений, от негативных действий тела, речи и ума. По его словам, негативные действия возникают вследствие шести условий, поэтому очень важно дистанцироваться от этих условий. Если вы далеки от этих шести условий, вы не будете совершать негативные действия. Например, если у вас раздражение на руке, то, когда вы подносите руку к огню, она начинает чесаться. И тогда вы волей-неволей расчесываете руку. Подобным же образом, семена омрачений уже наличествуют в нашем уме. Поэтому, при возникновении соответствующих условий, омрачения порождаются в сознании сами собой.
     Первое условие порождения омрачений — это разговоры о предмете, вызывающем омрачения. Эти темы лучше не обсуждать. Второе условие — слышать о предмете, который вызывает у вас привязанность или гнев. Если вы все время будете слышать о нем, это послужит условием для порождения у вас омрачений. Третье условие — видеть этот предмет. Четвертое — находиться близко к этому предмету. Пятое условие — вновь и вновь размышлять о предмете, порождающем омрачения. А шестое условие — находиться в среде, которая порождает у вас омрачения. Итак, держитесь в стороне от дурных компаний, которые могут спровоцировать вас на совершение негативных действий.
     Таким образом, если вы устраните эти условия, то, хотя семена омрачений останутся в вашем уме, сами омрачения порождаться перестанут. Эти советы, данные древним мыслителем Васубандху, весьма практичны и актуальны для сегодняшнего дня. Мы должны применять их в своей повседневной жизни. И также очень важно изменить сферу своих интересов. Каждый человек чем-то интересуется, без этого он прожить не может. Совершенно избавиться от привязанности к сансаре для нас пока невозможно. Поэтому вместо негативных действий, вредящих как вам самим, так и другим, попробуйте увлечься чем-нибудь безвредным.
     Например, слушайте музыку — она приводит ум в нейтральное состояние. Я сам слушаю разнообразную музыку в свободное от практики время. Слушая музыку, я отстраняюсь от всех бесполезных сансарических мыслей: что говорят такие-то люди, о чем они думают. Я целиком поглощен музыкой. Иногда я стараюсь разобрать в музыке отдельные ноты — высокие, низкие... Я пытаюсь понять, что именно в этой музыке меня привлекает. В итоге становится ясно, что музыка — это лишь одновременное звучание различных инструментов, собрание отдельных нот. В ней не к чему привязываться. Подобное слушание музыки — это также практика, которая может помочь вам развить концентрацию.
     Итак, попробуйте изменить свои интересы, и тогда вы постепенно избавитесь от дурных привычек. Их можно побороть только искусным путем. Не прибегая к искусным средствам, насильственно вы себя не измените. Это невозможно. Очень важно применять в повседневной жизни все наставления великих мастеров прошлого и постепенно меняться в лучшую сторону. Тогда вы достигнете стабильного результата. Если же вы измените свой образ жизни радикально и начнете во всем себе отказывать, это станет шоком для вашей психики. Так что меняйте себя медленно — только такой метод принесет вам успех.

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа