Как начиналась деятельность духовного представителя Его Святейшества Далай Ламы XIV в России досточтимого Геше Джампа Тинлея (1993–1994 гг.)
«ДЕВЯТИЧЛЕННАЯ ЙОГА ДЫХАНИЯ, ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ МЕДИТАЦИЯ, КОТОРУЮ НЕОБХОДИМО ВЫПОЛНЯТЬ ПЕРЕД ПРАКТИКОЙ ШАМАТХИ, РАЗВИТИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ СОЗНАНИЯ, ЭТО ПОИСТИНЕ ПОЛЕЗНАЯ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ МЕДИТАЦИЯ. КОГДА Я МЕДИТИРОВАЛ В ГОРАХ, Я НЕ ОБРАЩАЛСЯ К ВРАЧАМ. ЭТО БЫЛО МОЕ ЛЕКАРСТВО. С ТЕХ ПОР КАК Я СПУСТИЛСЯ, У МЕНЯ СТАЛО МЕНЬШЕ ВРЕМЕНИ ДЛЯ МЕДИТАЦИИ, И МНЕ ПРИХОДИТСЯ В МОСКВЕ ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ОБРАЩАТЬСЯ К ВРАЧУ. ВЕЛИКИЙ АТИША ГОВОРИЛ, ЧТО РАЗВИТИЕ ШАМАТХИ ПОЛЕЗНО КАК ДЛЯ СЕБЯ, ТАК И ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДРУГИХ СУЩЕСТВ. ОН ОБЪЯСНЯЛ, ЧТО КАК НЕ МОЖЕТ БЕЗ КРЫЛЬЕВ ПОЛЕТЕТЬ ПТИЦА, ТАК ЖЕ И ПРАКТИКУЮЩИЙ БЕЗ ШАМАТХИ НЕ МОЖЕТ «ПОЛЕТЕТЬ» НИ ДЛЯ СВОЕГО СОБСТВЕННОГО БЛАГА, НИ ДЛЯ БЛАГА ДРУГИХ».
Из воспоминаний Б. Дондокова: «В июне 1993 года Учитель выехал в свою первую поездку по России. Его пригласили в Туву. Надо отдать должное Соднам-башкы из Тувы: он проявил инициативу и первым пригласил Учителя с просьбой даровать учение. Я по просьбе тувинской Сангхи сопровождал Учителя в этой поездке. Тогда он не знал ни одного слова по-русски. В Туве мы посетили множество районов, были в отдаленных селах, где Учитель, пренебрегая своим здоровьем (тогда он был серьезно болен, о чем мы узнали позже), давал наставления по принятию Прибежища и по «Ламриму». Я помню, с каким вниманием и волнением слушали слова Учителя люди в этих отдаленных тувинских селах. Эти слова были как первые капли июньского дождя, падающие на иссохшую, жаждущую воды землю. С какой благодарностью провожали они Учителя после получения его благословения! Иногда во время этих поездок происходили курьезные случаи. Учитель попросил меня научить его здороваться и прощаться по-русски. Мы прилетели из Москвы в Кызыл. Учителя встречают официальные лица, он протягивает каждому руку и говорит: «До свидания!» Встречающие с удивлением говорят: «Здравствуйте, ведь мы ещё будем с Вами!». Учитель перепутал слова «здравствуйте» и «до свидания». Это стало потом поводом для веселого смеха».
В Туву Геше-ла прибыл впервые 5 июня 1993 года. В этот день ему исполнился ровно тридцать один год. Он провел ознакомительную поездку по столице Тувы, Кызылу и провел встречи с общественностью во вновь учрежденном Дхарма-центре имени Его Святейшества Далай Ламы, а также в Краеведческом музее. Он дал во время этих встреч вводные наставления и обеты Прибежища. Затем состоялись поездки по районам республики, и Учитель даровал первый дженанг. Это был дженанг Белой Тары. Для Учителя первые годы пребывания в России были трудными из-за состояния его здоровья, так как почти сразу по приезде в Россию он попал в больницу. Тем не менее, он, кроме того, что читает лекции по буддийской философии в Москве, Санкт-Петербурге, Калмыкии, Бурятии, Туве, также с великим усердием трудится в офисе Центра тибетской культуры и информации в Москве. Чтобы не терять напрасно драгоценное время, он тут же, на рабочем месте, продолжает свои углубленные занятия буддийской философией – постоянно читает классические буддийские тексты и занимается духовной практикой в повседневной жизни. Даже нахождение в больнице явилось для него очень хорошей ситуацией, подходящей для практики Лочжонг, тренировки ума. Он изучает самостоятельно русский язык. В этот период было подготовлено пособие для лиц, изучающих тибетский язык (Улан-Удэ, 1995).
Вскоре после посещения Тувы летом 1993 года Учитель посетил также Республику Бурятия, где он дал первое публичное учение, Агинский Бурятский автономный округ и Республику Калмыкия. В Улан-Удэ он прилетел 6 июля 1993 года вместе с группой из пяти высокообразованных тибетских монахов, выпускников философского Гоман-дацана. Их направила в Бурятию по распоряжению Его Святейшества Далай Ламы тибетская Сангха. В своей проповеди в Иволгинском дацане, прозвучавшей в сентябре 1992 года, Его Святейшество подчеркнул, что Учение Будды, которое лежит в основе национальной культуры бурят, – это не только вера, но и знание. Он сказал: «Вы должны изучать древние книги, анализировать изложенные там наставления. Одной голой веры недостаточно. Распространение буддизма – это не только строительство храмов, но и усердное изучение Дхармы»2. Эту мысль о необходимости изучения классических буддийских знаний и философии Его Святейшество постоянно повторяет тибетцам и представителям монгольских народов, ибо они имеют очень глубокую чистую веру, но недостаточно стремятся к изучению буддийской философии и теории. По мысли Его Святейшества, также важно, чтобы не только монахи, но и светские люди изучали Дхарму. Лама Джампа Тинлей сразу по прибытии в Улан-Удэ ознакомил журналистов и своих слушателей с проектами, которые способны оказать в России реальную помощь. Характерной чертой подхода Геше Тинлея, проявившейся с самых первых его шагов в деле распространения Дхармы и по настоящее время отличающей его проповедь буддийского Учения, является методика соединения традиций буддийского воспитания с современным стилем обучения. Одним из первых бурятских дацанов, если не самым первым, пригласившим духовного представителя Далай Ламы, стал Мурочинский дацан, где Шэрээтэ-ламой был в то время Дамба Аюшев. С тех самых пор между Геше Тинлеем и Дамбой Аюшевым, ставшим впоследствии Хамбо-ламой, главой БТСР, установились дружеские контакты и уважительное отношение друг к другу. Одним из первых журналистов, встретившихся с ним в Улан-Удэ, был Николай Бадмаринчинов
(Газета «Буряад Yнэн»), впоследствии ставший первым председателем созданной в 1994 году с благословения Геше Тинлея буддийской общины «Арьяа – Баала». Из воспоминаний Н. Бадмаринчинова: «Впервые я встретил досточтимого Учителя на второй день после приезда в Улан-Удэ, 7 июля 1993 года, во время освящения дугана в КСК на проспекте Строителей, который в то время подчинялся Иволгинскому дацану. В первый приезд в 1993 году вместе с сотрудником БНЦ И.С. Урбанаевой, незадолго до этого избранной председателем вновь созданного Союза бурятской интеллигенции (я же был её заместителем), организовали в Малом зале Бурятской филармонии встречу с верующими и две лекции». Это произошло так. Вечером жаркого летнего дня 7 июля 1993 года автор этих строк встретился с Н. Бадмаринчиновым, чтобы обсудить план деятельности учрежденного несколькими днями ранее Союза бурятской интеллигенции. Николай Дабаевич поделился журналистской новостью: «В Улан-Удэ находится духовный представитель Его Святейшества Далай Ламы XIV Джампа Тинлей. Это – тибетский монах, буддийский философ, три года провел в горах в медитации. Он проведет здесь несколько дней». Из воспоминаний И. Урбанаевой: «Я навсегда запомнила, как резонировала в глубине моего существа услышанная весть. Появилось чувство, что нельзя упустить возможность познакомиться с этим монахом. И я воскликнула: «Так давайте же устроим встречу нашей интеллигенции с ним!». На следующий день в Малом зале филармонии собралось около сорока-пятидесяти человек, как запомнилось это самому Учителю. Он пришел на эту встречу в сопровождении переводчика Б. Дондокова и, хотя он общался со своими первыми слушателями через переводчика, было удивительное ощущение прямого контакта – от сердца к сердцу. И ещё возникло чувство чистоты и подлинности этого молодого тибетского монаха, казавшегося хрупким юношей. Он сказал, что приехал по направлению Его Святейшества Далай Ламы всего на четыре года, чтобы помочь в деле возрождения буддизма, а затем он намерен вернуться в горы и продолжить свою медитативную практику. Навсегда запомнились сказанные им тогда слова: «ЭТО ХОРОШО, ЧТО ВОЗРОЖДАЮТСЯ РАЗРУШЕННЫЕ ХРАМЫ, СООРУЖАЮТСЯ НОВЫЕ ДАЦАНЫ И СУБУРГАНЫ НА ВАШЕЙ ЗЕМЛЕ. НО ГОРАЗДО БОЛЕЕ ВАЖНО, ЧТОБЫ В СЕРДЦАХ ЛЮДЕЙ ВОЗРОДИЛАСЬ ДХАРМА. ПОТОМУ ЧТО САМОЕ ГЛАВНОЕ – ЭТО СОСТОЯНИЕ УМА И СЕРДЦА. Я НЕ ИМЕЮ БОЛЬШИХ ПОЗНАНИЙ В ДХАРМЕ, ЕСТЬ МНОГО АВТОРИТЕТНЫХ И МУДРЫХ ТИБЕТСКИХ ЛАМ, ОБЛАДАЮЩИХ ОБШИРНЫМИ ПОЗНАНИЯМИ И РЕАЛИЗАЦИЯМИ. НО ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВО НАПРАВИЛ МЕНЯ СЮДА. ПО-ВИДИМОМУ, У МЕНЯ ЕСТЬ КАРМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ С ВАМИ. Я ХОЧУ ПОМОЧЬ ВАМ В ИЗУЧЕНИИ ДХАРМЫ. ПОСТАРАЙТЕСЬ ИСПОЛЬЗОВАТЬ МЕНЯ МАКСИМАЛЬНО В ТЕЧЕНИЕ ЭТИХ ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ, ПОКА Я БУДУ ОСТАВАТЬСЯ В РОССИИ, ЧТОБЫ ПОТОМ, КОГДА Я УЕДУ, У ВАС НЕ БЫЛО СОЖАЛЕНИЙ ОБ УПУЩЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ».
Во время той самой первой встречи Учитель сказал, что считает главными три направления возрождения и распространения буддизма в России. Это – возрождение монастырского образования, создание Дхарма-центров для обучения светских людей буддийской философии и медитации и организация преподавания буддийской философии в университетах и других учебных заведениях. В своей статье «Явление Учителя», посвященной десятилетнему юбилею деятельности досточтимого Геше Тинлея в России, Н. Бадмаринчинов написал: «За прошедшее 10-летие Геше Тинлей выполнил огромный объем работы по всем этим направлениям. Но особенно много он сделал для просвещения мирян. Мне посчастливилось все 10 лет находиться рядом с Учителем и могу сказать, что выбор Его Святейшества был безошибочен»3. В тот день, 8 июля 1993 года, среди слушателей оказались люди, ставшие навсегда учениками Геше-ла. Они уверены, что были связаны с Геше Тинлеем в прошлых жизнях. Тогда же прозвучала просьба, обращенная к Учителю: «Пожалуйста, дайте нам учение «Ламрим». Приезжайте снова!» Из воспоминаний И. Урбанаевой: «Мы с Николаем Дабаевичем заняли места за столом президиума – как организаторы той первой встречи с Учителем. Но по мере того как Геше-ла говорил, у меня возникло ощущение неловкости оттого, что я сижу рядом с ним, и я тихонько переместилась в задние ряды слушателей. Меня внезапно озарило: «Это мой Учитель!» Наконец-то, неудовлетворенная ни европейской философией, ни эзотерическими учениями, ни традиционным бурятским
шаманизмом, ни современными западными духовными практиками, я обрела Учителя…». В июле 1993 года Учитель прочитал две лекции, посвященные введению в буддизм и презентации Четырех Благородных Истин, передал обет Прибежища и сделал устную передачу мантр. Тем же летом он и другие тибетские монахи посетили также Агинский национальный бурятский округ. Ламы Агинского дацана официально приняли его как духовного представителя Далай Ламы, они принимали Учителя и в последующие годы. Благодаря их поддержке состоялись лекции Учителя для хувараков и светских людей в Агинске и многих других селах округа. Из воспоминаний У.А. Амаголоновой, пресс- секретаря губернатора Агинского Бурятского автономного округа и окружной Думы – Парламента в период 1994-2003 гг.: «Ясным утром бабьего лета 1994 года на Агинскую землю прибыл духовный представитель Его Святейшества Далай-ламы XIV Досточтимый Тинлей Лама. Целью его официального визита было посещение Агинского дацана и освящение разрушенного в годы репрессий Цугольского дацана, одного из величайших и старейших на территории России центров просвещения и буддийской философии, величественного памятника архитектуры XIX столетия.
Духовного представителя ЕгоСвятейшества, Ламу Тинлея встречали с подобающими его высокому рангу почестями губернатор Агинского Бурятского автономного округа Гуродарма Цэдашиев, председатель окружной Думы – Парламента автономного округа Владимир Рабданов, главы администраций районов, представители депутатского корпуса, руководители структурных подразделений федеральных служб. Руководство автономного округа оказало теплую встречу посланнику Его Святейшества Далай-ламы XIV, оно было очень радо тому, что через год после визита Его Святейшества Агинская земля встретила его духовного представителя. После официального приема, в сопровождении ширетуя Агинского дацана Цырен-ламы Дондукбаева, ректора Буддийского института медицины и астрологии Бабу-ламы и других высокопоставленных Лам Досточтимый Лама Тинлей провел пресс-конференцию для средств массовой информации и дал интервью Агинскому телевидению. Основной темой его пресс-конференции было возрождение буддизма в Агинском округе и в целом на территории России – в традиционных буддийских республиках. Он сказал тогда: «Народ, несмотря на годы гонений на религию и лам, не потерял веру, постарался сохранить и возродить буддизм. Я, как посланник Его Святейшества Далай- ламы, буду рад помочь бурятскому народу». Журналистов интересовали вопросы, касающиеся непосредственно буддизма, перспективы его возрождения и развития в округе. В то время у людей еще были живы воспоминания о суровых временах репрессий в отношении религии и буддийских ценностей. Люди в Аге успели забыть многие буддийские традиции и не так хорошо понимали буддизм, хотя в душе, наверное, каждый человек имел веру и понимал ценность нашей религии. Так же как и Его Святейшество Далай-лама, его представитель, Досточтимый Лама Тинлей своим приездом вдохнул надежду на скорое возрождение дацанов и духовных ценностей буддизма. Во время торжественного ужина, устроенного в честь Досточтимого Ламы Тинлея, ламы Агинского дацана смогли пообщаться с ним. На следующий день, рано утром, Досточтимый Лама Тинлей в сопровождении ширетуя Агинского дацана Цырен-ламы Дондукбаева, ректора Института буддийской медицины и астрологии Бабу-ламы, лам Агинского дацана, главы администрации Могойтуйского района Б.О. Нимаосорова посетил Цугольский дацан. Там его встретили, держа хадаки в руках, старейшие бурятские ламы. Представитель Его Святейшества в своей речи подчеркнул, что Цугольский дацан являлся старейшим в Забайкалье дацаном, центром образования, философии, слава которого гремела далеко за пределами бурятского края. Здесь была одна из лучших школ философии, медицины и астрологии. Дацан имел лучшую по тем временам типографию для печатания буддийских манускриптов. В этом дацане ученые ламы проводили философские диспуты. К сожалению, почти все ламы не избежали страшной участи – попали в жернова репрессий и погибли в лагерях. Почтив их память молитвами, духовный представитель Его Святейшества лично провел обряд освящения Цугольского дацана, после чего состоялся хурал, в котором Досточтимый Лама Тинлей принял участие вместе с ламами Агинского и Цугольского дацанов. После продолжительного молебна духовный представитель Его Святейшества осмотрел полностью все здание. Он легко взобрался на второй этаж дацана, где было небезопасно в связи с начавшимися строительно- ремонтными работами. Сопровождавшим его ламам и чиновникам пришлось последовать за ним. Затем ламы Цугольского дацана устроили праздник по поводу приезда духовного представителя Его Святейшества Досточтимого Ламы Тинлея и освящения Цугольского дацана. Многие люди и сейчас вспоминают то историческое событие, когда приезжал духовный представитель Его Святейшества Далай-ламы XIV Тинлей-лама. Глубоко впечатались в память его лекции, его знание философии, его потрясающая сила энергии, проницательный ум, его молодость и открытость». В первые годы своей деятельности на официальном посту духовного представителя Его Святейшества Далай Ламы досточтимый Геше Тинлей наряду с каждодневной деятельностью в Центре тибетской культуры и информации и чтением лекций для московских и санкт-петербургских буддистов посещал несколько раз в году буддийские республики. В 1994 году Геше-ла дважды посещал Туву и Бурятию. В Туве он был в первый приезд с 30 июня по 7 июля. С 30 июня по 5 июля он давал комментарий к «Ежедневной молитве». А 6 июля прошла пресс-конференция Геше-ла с журналистами в Доме печати, а после этого Тува торжественно отметила день рождения Его Святейшества Далай Ламы. Второй раз в 1994 году Учитель приехал в Туву 8 октября и до 13 октября давал учение – о «трех изъянах сосуда», о том, что такое смерть, бардо и о технике Пхова, переноса сознания в Чистую Землю Ваджрайогини, а 13 октября состоялся дженанг Белой Тары. В этот период Учитель давал наставления о смерти и методике выполнения Пхова также в Калмыкии и Бурятии. Тем самым он оказывал экстренную и самую необходимую помощь своим слушателям, которые до этого дня даже не имели понятия, как это важно – готовиться к смерти, не откладывая ни на миг. Ибо они не сознавали, что находятся на краю бездны, в которую могут свалиться в любой момент. С изменением своего отношения к смерти, с понимания чрезвычайной важности этого момента в жизни каждого человека и опасности оказаться неподготовленным к этому ответственному событию циклического существования, начинают расшатываться привычные стереотипы поведения и корни восьми мирских дхарм. Слушатели постепенно превращаются в учеников.
В Улан-Удэ Учитель приезжал в 1994 году дважды. В апреле 1994 года он дал краткие наставления по Ламриму, постепенному Пути Просветления. Во время этого визита у слушателей Геше Тинлея возникли идеи создания Комитета друзей Тибета или Дхарма- центра с целью обучения верующих практике Дхармы. Он приехал снова уже в июле 1994 года и прочитал циклы лекций, в которых объяснил сущность буддийской практики, её корень и основные положения Ламрима, учения об Этапах Пути к Просветлению. В этот первый период, в 1994 году, главную роль в организации этих лекций сыграл Нимажап- лама Илюхинов, который с благословения Учителя зарегистрировал тогда в помещении КСК на проспекте Строителей независимую буддийскую общину «Дхарма». Значительную помощь в организации того цикла лекций оказала покойная Светлана Цыбыктарова, которая являлась архивариусом Иволгинского дацана. Первый цикл лекций Учителя, прочитанных в Бурятии, был опубликован в 1995 году в Улан-Удэ в виде книги «К Ясному Свету». Очень многие люди в различных городах России говорили в разные годы Учителю, что благодаря этой книге их ум Геше Тинлей, Кирсан Илюмжинов и Ричард Гир с Его Святейшеством Далай Ламой повернулся к Дхарме. Некоторым из них эта книга помогла сохранить силу духа в трудных ситуациях. Третьим она подарила свет надежды. Все, кто читал её, чувствуют живую силу благословения Гуру и высших сил. Книга выдержала три издания в России. Она была переведена на монгольский язык и в Монголии была издана несколько раз. В этой книге впервые была опубликована на русском и бурятском языках «Молитва для ежедневных упражнений в медитации», комментарием к которой и стали те девятнадцать лекций, которые вошли в книгу «К Ясному свету».
Учитель составил её специально для своих российских учеников на основе подлинных буддийских текстов. Русский перевод «Молитвы» был выполнен московскими учениками Геше-ла, а бурятский перевод по заданию Учителя выполнил Николай Бадмаринчинов. Опубликованный в газете «Буряад Yнэн», этот текст разошелся в тысячах экземпляров по всей Бурятии. Из воспоминаний Н. Бадмаринчинова: «Не однажды мне приходилось видеть эту «Молитву» в аккуратно вырезанном и сложенном виде у людей в разных районах. Многие знают её наизусть. Впоследствии лекции-комментарии Геше Тинлея к этой «Молитве» также стали печататься в нашей газете «Буряад Yнэн», и многие верующие тоже продолжали аккуратно их вырезать и собирать». В этот начальный период своей деятельности в качестве духовного представителя Его Святейшества Геше Тинлей делал упор на том, чтобы люди, интересующиеся буддизмом, поняли в самом общем виде, что такое буддизм, и в будущем смогли бы обратиться к буддизму по-настоящему и искренне, исходя из понимания его внутренней сущности. Он объяснил бурятским буддистам, что одного чтения мантр недостаточно. Любой практике должно предшествовать тщательное изучение её философских основ. Любую буддийскую практику надлежит выполнять с пониманием её смысла. Даже читая «мани», мантру ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ, необходимо понимать её смысл. Учитель объяснил также, что совершаемые во время ритуалов те или иные жесты, – все они имеют свой смысл. Если исполнять любую буддийскую практику с пониманием, то это приносит очень большую пользу. Ритуалы, объяснил Геше-ла, – это как соль и приправы к еде. «БУДДИЗМ ЭТО НЕ ДОМ, ПО КОТОРОМУ ВСЕ СОСКУЧИЛИСЬ. ЕСЛИ БЫ ЭТО БЫЛ ДОМ, ТО ЕГО ЛЕГКО МОЖНО БЫЛО БЫ ВОССТАНОВИТЬ. ЕСЛИ БЫ ВСЁ БЫЛО ТАК ПРОСТО, ТО Я ОСТАВАЛСЯ БЫ В ГОРАХ, А ВОЗРОЖДЕНИЕМ БУДДИЗМА ЗАНЯЛИСЬ БЫ ВАШИ ДЕЛОВЫЕ ЛЮДИ. БУДДИЗМ НЕ СВОДИТСЯ ТАКЖЕ ТОЛЬКО К ОБРЯДАМ И РИТУАЛАМ. БУДДИЗМ ЭТО СОСТОЯНИЕ УМА И СЕРДЦА, ЭТО УЧЕНИЕ, КОТОРОЕ ПОМОГАЕТ ТРАНСФОРМИРОВАТЬ ВАШЕ СОЗНАНИЕ И ЛИЧНОСТЬ ИЗНУТРИ. ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, ЧТО ТАКОЕ БУДДИЗМ, И ПРАВИЛЬНО ПРАКТИКОВАТЬ ЕГО ЕЖЕДНЕВНО, НУЖНО ИМЕТЬ ХРАМ, В КОТОРОМ ВЫ СМОГЛИ БЫ СОБИРАТЬСЯ, СЛУШАТЬ НАСТАВЛЕНИЯ И УЧИТЬСЯ БУДДИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ. ЦЕЛЬЮ ДАЦАНОВ ДОЛЖНО БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО ОТПРАВЛЕНИЕ СЛУЖБЫ, НО И ОБУЧЕНИЕ СВОИХ ВЕРУЮЩИХ БУДДИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ И ОБЪЯСНЕНИЕ СУЩНОСТИ БУДДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ».