1996–1997 годы

 

 

В первые годы своей деятельности в России  Учитель гораздо чаще, чем в последующие  годы, посещал буддийские республики.  Жители Бурятии и Агинского округа имели  счастье видеть и слушать его несколько раз  в году. Это объясняется тем, что в то время  ещё не было такого большого количества  Дхарма-центров в разных городах России  и зарубежья, которые появились позже и  продолжают появляться, несмотря на то, что  Учитель стремится ограничить число центров  и количество учеников. Но есть также и более  существенная причина того, что он уделял  и продолжает уделять особое внимание  регионам традиционного распространения  буддизма в России.  Это становится очевидным для тех людей,  которым посчастливилось в течение всех  этих лет следовать за ним. Надо видеть,  какую чистую веру сохранили калмыцкие,  бурятские, тувинские бабушки и дедушки,  несмотря на репрессии и преследования  советской властью верующих! С какими  просветленными и счастливыми лицами  встречают и провожают они Учителя! Лучше  всех это знает Б. Дондоков, который все  пятнадцать лет сопровождает Учителя и  служит ему переводчиком и секретарем в  крупных российских городах и в «глубинке»  буддийских республик. Автор этих строк тоже имел возможность  посещать лекции Геше-ла не только в Улан-  Удэ, но и в Москве, Новосибирске, Томске,  Иркутске, Ангарске, Чите, Монголии и  сравнить реакции слушателей в разных  аудиториях, а также заметить особенности  стиля изложения Дхармы в зависимости  от ментальных особенностей слушающих.

    А однажды, в 1997 году, довелось поездить  одновременно с ним по селам Агинского  округа, занимаясь распространением книг  Учителя и собственными глазами увидеть,  какую бесконечную доброту проявляет он к  простым бурятским людям в этих отдаленных  селах. Из воспоминаний И. Урбанаевой: «На  лекции Учителя собирались пожилые люди. Они благоговейно слушали его проповедь,  но к книгам не проявляли никакого интереса.  Когда я с сожалением и некоторым осуждением  их за слепую их веру сказала об этом Геше-ла,  он нахмурился и строго сказал мне: «Нельзя  допускать высокомерного отношения к  чистой вере этих людей. Пройдя через  тяжелые испытания, они всё же сохранили  веру.

 

 

Презентация книг,изданных Дхарма-центром«Зеленая Тара» (Улан-Удэ, 1   )

 

 

Спасибо им за это!» Несмотря на то, что  с самого первого времени пребывания Геше  Тинлея в России появились люди, которые  узнали в нем Учителя и следовали за ним, и  число их всё возрастало, сам Геше Тинлей  не спешил с тем, чтобы принимать статус  Учителя. Только во время первых трехдневных  ретритов, прошедших в 1996 году в Туве и  Бурятии, Геше Тинлей дал специальные  наставления по Гуру-йоге и установил связь  Учитель-ученик. В Туве ретрит по Гуру-йоге  прошел в апреле 1996 года, а на Байкале  (турбаза «Култушная») – в августе 1996 года.  Там он объявил, к удивлению всех слушателей,  давно считавших себя учениками Геше-ла,  что отныне устанавливает между собой и  своими слушателями отношение духовного  наставника и учеников, а прежде он читал  лекции и давал советы без установления  подобной духовной связи. Тогда стало ясно, какая это серьезная вещь – связь Учителя и  ученика, и как серьезно к этому относится  Геше Тинлей. Он взял тогда раз и навсегда  ответственность за тех, кого «приручил» и не  снимет её никогда. Прежде чем был проведен  тот первый ретрит, Учитель посвятил в начале  августа 1996 года несколько лекций подготовке  к ретриту, чтобы он прошел успешно, хотя это  не было строгое затворничество: наполовину  – затворничество, наполовину – лучшая форма  отдыха. Учитель дал первые инструкции о  том, как следует проводить медитативное  затворничество и аналитическую медитацию  – на примере темы «Преданность Гуру», а во  время самого ретрита дал наставления по  Ламриму и дженанг Ваджрасаттвы. Практика  очищения, имеющая исключительно большое  значение для достижения как мирских, так  и духовных целей, как временных целей,  так и абсолютной цели духовного развития,  выполняется при опоре на специальное  медитативное божество – Ваджрасаттву.  Ко времени проведения этого первого  ретрита в Бурятии действовали уже два  Дхарма-центра, созданные с благословения  Геше Тинлея. Центр «Арьяа-Баала» много  лет располагался в одном из помещений  Всебурятской Ассоциации развития культуры.

 

Первый Байкальский ретрит(август 1   ), в перерыве между сессиями

 

 

 

 

 

 

(ВАРК), которое было предоставлено ему  президентом ВАРКа, известным художником  и   деятелем   культуры   Даши-Нимой  Дугаровым, стоявшим у истоков возрождения  традиционной культуры Бурятии в 90-  х годах и содействовавшим возрождению  буддийских традиций. Руководящую роль в  этом центре в первые годы его существования  сыграли Николай Бадмаринчинов и Гэма  Дашицыренова. В предоставленном ВАРКом  помещении была организована продажа  буддийской  литературы  и  ритуальных  предметов, состоялись занятия по тибетскому  языку, которые вел тибетский учитель Шираб  Гьяцо – один из пяти монахов Гоман-дацана,  прибывших в одно время с Геше Тинлеем из  Индии. В центре «Арьяа-Баала» верующие  собирались каждую неделю и коллективно  исполняли на бурятском языке «Молитву  для ежедневных упражнений в медитации»,  а также читали мантры. Идея учреждения  второго центра под названием «Ногоон Дара  Эхэ» («Зеленая Тара»), в котором делался бы  акцент на изучение буддийской философии,  совместные аналитические семинары и  размышления о Дхарме, где основным языком  общения являлся бы русский язык, возникла у группы учеников Геше Тинлея сразу  после поездки на Посвящение Калачакры в  Монголию. После того как эта идея получила  поддержку и благословение Учителя, центр  был учрежден. С 1996 по 1999 год он находился  в арендованном частном доме по улице  Банзарова, затем переехал в более просторное,  тоже арендованное помещение по улице  Смолина, где и располагался вплоть до 2004  года, пока силами членов центра и других  учеников Геше Тинлея не было построено  здание по улице Вербная. Люди, которые  были у истоков «Зеленой Тары», остаются  и поныне учениками Геше Тинлея: Елена  Жамбалова и её семья, Людмила Болдоруева,  Галина Павлова, Надежда Дармаева, Виктор  Раднаев, Анатолий Лушанов, Роза Бадмаева,  Андрей Кособуров, Роза Раднаева, автор этих  строк и др. Несколько позже появились такие  активные члены центра, как Лариса Дашиева,  Евгения Гатапова и некоторые другие члены,  перешедшие в «Зеленую Тару» из «Арьяа-  Баала»-центра, так же, как и Николай  Бадмаринчинов и Гэма Дашицыренова и др.  Так что на первом ретрите, проведенном на  берегу Байкала, было довольно много людей  – более двухсот человек из обоих центров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            В помещении ВАРКа с Президентом ВАРКа художником Даши-Нимой Дугаровым

 

     Это в помещении ВАРКа с Президентом ВАРКа художником Даши-Нимой Дугаровым       было интенсивное погружение в Дхарму, и в  то же время участники этого коллективного  духовного мероприятия впервые оценили  благой эффект подобных совместных выездов,  проводимых Учителем. Во время ретритов  и пикников для учеников, собравшихся  вокруг Учителя, на непродолжительное  время возникает особый мир, мир Чистой  Земли. Люди естественным образом, в силу  присутствия рядом Учителя, «переключаются»  с обычного способа мировосприятия на чистое  видение всех вещей и буквально купаются  в благой энергии, исходящей от Учителя, и  «подзаряжаются» ею. Не только в первые годы,  но и впоследствии наиболее часто Учитель  давал наставления по Ламриму, он снова и  снова объясняет практику Прибежища – всё  глубже, освещая всё более тонкие аспекты  по мере созревания ума слушателей. В 2000  году, объясняя в Москве практику нендро  Прибежища на новом уровне, он сказал:  «САМ Я СЛУШАЛ УЧЕНИЕ ПО  ЛАМРИМУ РАЗ ПЯТНАДЦАТЬ, НО  КОГДЯ Я СЛУШАЮ ЕГО СНОВА И  СНОВА, МОЁ ПОНИМАНИЕ ДХАРМЫ  СТАНОВИТСЯ БОЛЕЕ ТОНКИМ, И САМ  ПРОЦЕСС СЛУШАНИЯ СТАНОВИТСЯ  МЕДИТАЦИЕЙ. ИЗ ВСЕХ УЧЕНИЙ  САМОЕ ДРАГОЦЕННОЕ – ЭТО ЛАМРИМ.  МЕДИТАЦИЯ НА ТЕМЫ ЛАМРИМА НЕ  СВЕДЕТ ВАС С УМА, А СДЕЛАЕТ ВАШ УМ  МЯГЧЕ, СЕРДЦЕ – ДОБРЕЕ».      В это время уже активно действовал  Московский центр Ламы Цонкапы, и  появилась омская группа учеников – центр  «Тара», куда Учитель стал регулярно  приезжать и читать циклы лекций, а затем  проводить трехдневные ретриты.

 

 

Геше Тинлей все эти годы, особенно  в тот период, когда он работал в статусе  официального  духовного  представителя  Его Святейшества Далай Ламы, а также в то  время, когда, начиная с 1994 года, по просьбе  верующих исполнял обязанности Шаджин  Ламы Республики Калмыкия, уделял особое  внимание Калмыкии. Вот что говорит Зинаида  Галзуновна Антонова, одна из самых первых  и активных учениц Геше Тинлея, бессменный  председатель Дхарма-центра «Ченрези»:             «Наш духовный наставник приехал  в Россию по просьбе верующих и был  благословлен Его Святейшеством Далай  Ламой XIV на должность духовного наставника  в Дхарме для Российской Федерации. Поэтому  он был первым Учителем, который научил  нас основам буддизма, раскрыл секреты  великой философии. И свои первые молитвы  мы начали читать, получив лунг (передачу)  у нашего наставника. Это было прекрасное  время, когда драгоценность Дхармы засияла  на устах нашего Гуру и начала входить в наши  сердца. Будучи духовным представителем Его  Святейшества Далай Ламы XIV в России,  Досточтимый Геше-ла часто приезжал в  Калмыкию. Он много работал с работниками  хурула,   сотрудничал   с   президентом  Республики     Калмыкия     Кирсаном  Николаевичем Илюмжиновым по вопросам  возрождения буддизма. Именно благодаря  этой деятельности нашего Учителя в Элисте  началось строительство хурула Сякюсн Сюм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Хурул Сякюсн Сюм

    Именно благодаря дарованным Геше-ла  лекциям по основам буддизма в Калмыкии  началось возрождение чистого Учения Будды.  На Его лекции в настоящее время приходит  очень много его учеников, несмотря на то, что  сейчас в Калмыкии стало больше Учителей.  Геше-ла учил и учит нас философии,  проводит практические занятия, ретриты,  посвящения, благословения. Установилась           традиция совместного выезда с Учителем на  пикники. Наш Учитель первым в Калмыкии  даровал Тантру.  Постепенно знакомясь с Дхармой, мы  стали участвовать в строительстве Хурулов и  ступ, проводили марафоны по сбору средств  на строительство хурулов. Так был создан  «Штаб по строительству Хурула Сякюсн Сюм»  в Элисте. Мы собирали пожертвования, сами  участвовали в строительстве и озеленении  Хурула. После сдачи Хурула «Штаб»  был реорганизован в буддийский центр  ‘Ченрези’».  Деятельность Геше Тинлея в качестве  духовного представителя Его Святейшества  Далай Ламы осуществлялась в самом тесном  союзе и дружеском контакте с Тэло Тулку  Ринпоче. В отсутствие Ринпоче, когда тот  уезжал, иногда на длительный срок, в США,

 

 

 

Геше Тинлей и Тэло Тулку Ринпоче

 

 

 

 

 

 

 

где живет его семья, Геше Тинлей исполнял  обязанности Шаджин Ламы. Тэло Тулку, в  свою очередь, бывая проездом в Москве, в те  годы участвовал в мероприятиях и встречах,  проходивших по инициативе Геше Тинлея,  – в Днях Тибета, Фестивалях тибетской  культуры и других. Он также давал по просьбе  Геше-ла учение московским слушателям в  клубе «Ямское поле», где в течение ряда лет  проходили в Москве лекции самого Геше  Тинлея. Автору этих строк приходилось  слышать, как Геше Тинлей говорил на  лекции в Москве о том, как невероятно  повезло калмыцким буддистам иметь своего  перерожденца, который имеет с ними особую  кармическую связь.  В Калмыкии и Туве деятельность Геше  Тинлея имеет все эти годы полную поддержку  руководства этих республик. Он одинаково  прост в общении с простыми верующими  и президентами, и приносит тем и другим  пользу своими советами. Б. Дондоков говорит:  «Геше-ла постоянно приводит в своих  лекциях примеры из шахмат, учит не делать  ошибок в дебюте, призывает стать мастером  своей жизни. Недаром Президент ФИДЕ и  Республики Калмыкия К.Н. Илюмжинов стал               другом Геше-ла. Председатель правительства  Республики Тыва В.К. Кара-оол называет  Геше-ла своим Учителем».  Советы и книги Геше Тинлея, особенно  его книга «Ум и Пустота», не могли не  способствовать формированию у Кирсана  Николаевича сильного личного интереса к  буддийской философии и политики всемерной  поддержки буддизма, а также его личного  отношения к Его Святейшеству Далай Ламе как  к Учителю. В первый раз президент Калмыкии  совершил поездку к Его Святейшеству в  Дхарамсалу вместе с Геше Тинлеем. С тех  пор вот уже много лет президент Калмыкии  наносит регулярные визиты в столицу  мирового буддизма и прилагает большие  усилия к тому, чтобы организовать очередной  приезд Его Святейшества в Россию. Тибетцы,  живущие в Дхарамсале, очень уважают  Кирсана Илюмжинова и вообще калмыков.  Именно  Кирсан  Николаевич  помог  Геше Тинлею с получением российского  гражданства в 1996 году. И с тех пор Геше  Тинлей – гражданин России и с гордостью  повторяет: «Я теперь – тоже русский. Россия  теперь – моя страна».

 

 

Хурул «Золотая Обитель Будды Шакьямуни»

 

 

Президент Калмыкии настойчиво убеждал  Геше-ла согласиться на то, чтобы построить  медитативный комплекс на территории  Калмыкии и, кажется, ещё не оставил этих  попыток. При непосредственной поддержке  К. Илюмжинова в Элисте построен в 2006  году самый большой в Европе буддийский  храм – Хурул «Золотая Обитель Будды  Шакьямуни», который функционирует также  как буддийский культурный центр.  Надо сказать, и руководство Республики  Тыва оказывало и оказывает поддержку  миссии Геше Тинлея по распространению  Дхармы. Дхарма-центр в Кызыле был  образован ещё в июне 1993 года, когда Геше  Тинлей приехал в Кызыл в первый раз по  приглашению Межрайонного буддийского  общества (МБО) Республики Тыва и его  председателя Б.Э. Содунама. Дхарма-центр,  поначалу расположенный в дугане «Гандан  Пунцоглинг», издал первые лекции Геше  Тинлея на тувинском языке. Президент  Республики Тыва Д.Ш. Ооржак создал  специальную комиссию по финансовой  поддержке изданий буддийских переводов.  Геше Тинлей приехал в Россию в то смутное  время общественно-политической и духовной  трансформации российского общества, когда  страна была открыта для проповедников  самых различных духовных учений, в том  числе, и таких опасных миссионерских  направлений, выдававших себя в буддийских  регионах России за разновидность буддизма,  как   «Трансцендентальная   Медитация»  Махариши и религия Муна. Досточтимый Геше  Тинлей оказал помощь руководству Калмыкии  и Тувы в предотвращении их массового  распространения в этих республиках.  Свою работу в качестве духовного  представителя Его Святейшества Далай Ламы  и распространение Учения среди светских  людей Геше Тинлей с самого начала строил,  исходя из огромного уважения к буддийской  традиции Бурятии, Калмыкии, Тувы и  руководствуясь надеждой на то, что эти  регионы сыграют особую роль в дальнейшем  распространении буддизма «всё севернее  и севернее», «из чрева – в чрево». Часто на  его лекциях в Улан-Удэ автору этих строк  приходилось слышать, как он строго требует от учеников уважительного отношения к  бурятским Ламам вообще и, особенно, к  трону Пандидо-Хамбо-ламы. Он пресекал и  пресекает любые критические высказывания  со стороны учеников в адрес бурятских Лам  вообще. Геше-ла объясняет при этом, какую  тяжелую негативную карму создают люди,  допускающие осуждение «бурятских лам».  Если замечены чьи-то персональные ошибки,  то говорить следует об ошибках конкретного  лица – и ему в лицо, а не вообще о «плохих  бурятских ламах». Его подход всегда и во  всем – объединительный и примиряющий  все противоречия. Геше-ла сам никогда не  отзывается плохо ни о ком, и от учеников  слышать критику в чей-то адрес очень не  любит и всегда просит сохранять гармонию.  В те города и те Дхарма-центры, где нет  гармонии, Геше-ла прекращает свои поездки.  И Геше-ла остается также верным своему  принципу не давать учение без просьбы. Он  – не миссионер. Свою работу «на местах» он  с самого начала строил при взаимодействии  с местным буддийским духовенством и теми  тибетскими монахами, которые постоянно  живут здесь.  6 июня 1995 года состоялась торжественная  интронизация    нового    Хамбо-ламы, председателя   Центрального   духовного  управления буддистов Российской Федерации  Дамбы Аюшева. Борис Дондоков пишет:  «Духовный представитель Далай-ламы XIV  в России лама Джампа Тинлэй передал  благословение Его Святейшества Далай-  ламы Хамбо-ламе Дамбе Аюшеву в связи с  вступлением его на трон высшего иерарха  буддистов Российской Федерации и преподнес  белый хадак как символ чистоты помыслов  и деяний. Президент РБ Л.В. Потапов  огласил текст приветствия Президента  Российской Федерации Б.Н. Ельцина по  случаю интронизации нового Хамбо-ламы»4.  Почти всегда, когда Геше Тинлей, будучи  духовным представителем Его Святейшества  Далай Ламы, приезжал в Бурятию, он имел  продолжительные встречи и беседы с Дамбой  Аюшевым. Тот был вначале Шэрээтэ-ламой  Мурочинского дацана, затем был избран  Хамбо-ламой ЦДУБ, а после преобразования  ЦДУБ в БТСР стал Пандидо Хамбо-ламой,  главой БТСР. Нередко во время этих бесед  возникали острые дискуссии, но никогда не  было конфликтов: оба они относились друг к  другу все эти годы с неизменным уважением.  Хотя главным направлением деятельности  Геше
Тинлея являлась работа со светскими людьми, он, тем не менее, уделял в те годы

 

 

 

 

Геше Тинлей  и хувараки  Иволгинского дацана  после наставлений  в «Винае», своде  монашеской  дисциплины

 

 

 

 

 

 

 

 

Геше Тинлей,  Ело Ринпоче  и бурятские  священнослужители  в Курумкане (1   )

 

 

 

 

  

 

также внимание возрождению в бурятских  дацанах  института  монашества,  давал  наставления по «Винае», своду монашеской  дисциплины, для хувараков Иволгинского  дацана. Геше Тинлей искренне стремился  также действовать в полном взаимодействии  с другими тибетскими Ламами, в разные  годы, начиная с 1993 года, приехавшими  в буддийские регионы России. Особенно  близко Геше-ла подружился с Геше Донамом.  Это – сердечный ученик Кенсура Агван-  Нимы, бурята по происхождению, который  бежал вместе с монахами своего Гоман-  дацана из Тибета в Индию и там взял на себя  труднейшую задачу возрождения Гоман-  дацана в эмиграции. Под руководством Агван-  Нимы монахи восстанавливали по памяти  учебные тексты. Он стал первым Хамбо-ламой  Гоман-дацана в Южной Индии, и тибетцы  испытывают к нему огромную благодарность.  Геше Донам с радостью приехал в 1993  году на родину своего Учителя, чтобы  отблагодарить его за доброту, и стал обучать  Дхарме хувараков Агинского дацана. Он и  Геше Тинлей стали большими друзьями.  Один из учеников Геше Донама, бывший  хуварак   Агинского   дацана   Жигжед,  рассказывал автору этих строк: «Мой Учитель           всегда с большой радостью встречался с Геше  Тинлеем. Они все время, пока Геше Тинлей  во время своих приездов в Агу жил в дацане,  проводили вместе – беседовали о тонкостях  буддийской философии, много шутили,  смеялись. Геше Тинлей давал учение в клубе  поселка Агинск. Однажды я заметил во  время учения, что Геше Тинлей часто делает  паузы, а после лекции к нему в машину села  медсестра. Уже придя в дацан и проходя мимо  комнаты, в которой остановился Геше Тинлей,  я увидел в открытую дверь, что у Геше Тинлея  – острый приступ болезни. Видимо, ему  было очень плохо: всё его тело содрогалось  в страшных конвульсиях боли, а Геше Донам  и другой тибетский Лама крепко держали  его. Оказывается, Геше Тинлей с открытой  язвой желудка ездил по бурятским деревням  и давал учение». Да, действительно, после  приезда в Россию Геше Тинлей в течение  многих лет, вплоть до 2003 года, мучился из-за  незаживающей язвы желудка и, несмотря на  это, ездил по городам и селам России, никогда  не отменяя своих поездок из-за болезни. «ОДНАЖДЫ, ЭТО БЫЛО В ГОРНО-  АЛТАЙСКЕ, МЕНЯ МУЧИЛА  УЖАСНАЯ, НЕВЫНОСИМАЯ БОЛЬ В ОБЛАСТИ ЖЕЛУДКА. КОГДА Я  БОЛЬШЕ УЖЕ НЕ В СИЛАХ БЫЛ  ЕЁ ТЕРПЕТЬ, Я ПОЧУВСТВОВАЛ  РУКУ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВА В ТОМ  МЕСТЕ, ГДЕ ПОЛЫХАЛА БОЛЬ, И  ОНА ПОСТЕПЕННО УСПОКОИЛАСЬ.  НАУТРО Я ПРОДОЛЖИЛ ЛЕКЦИИ, И  ДО КОНЦА ЭТОЙ ПОЕЗДКИ ОНА МЕНЯ  БОЛЬШЕ НЕ МУЧИЛА. Я РАЗМЫШЛЯЮ  О ТОМ, ПОЧЕМУ, НЕСМОТРЯ НА ВСЕ  ПОПЫТКИ МЕДИКОВ, ТИБЕТСКИХ  И ЕВРОПЕЙСКИХ, МОЯ ЯЗВА НЕ  ЗАЛЕЧИВАЕТСЯ. Я ПОЛАГАЮ, ЧТО ОНА  ЯВЛЯЕТСЯ ФОРМОЙ БЛАГОСЛОВЕНИЯ  МОЕГО УЧИТЕЛЯ – ЧТОБЫ Я НИКОГДА  НЕ ЗАБЫВАЛ О СТРАДАНИЯХ ЖИВЫХ  СУЩЕСТВ».

 

 

 По правую руку Геше Тинлея – Геше Донам

 

 

 
 

 

 

 

 

С открытой язвой желудка Геше Тинлей  ездил по стране и давал учение, встречался  с друзьями, шутил и смеялся. Встречи с Геше  Донамом доставляли ему большую радость.  Примерно в то же время, когда закончились  полномочия Геше Тинлея как представителя  Его Святейшества в России, Геше Донам  вернулся в Индию и был направлен в качестве  духовного наставника в Новую Зеландию.  Теперь в Дхарамсале во время ежегодных               учений Его Святейшества Далай Ламы  ученики Геше Тинлея встречаются иногда с  новозеландскими учениками Геше Донама.  Среди тех пяти монахов, которые приехали  в 1993 году вместе с Геше Тинлеем, был  и Шираб Гьяцо, известный в буддийских  кругах Бурятии под именем Шираб-багша,  высокообразованный Лама из Гоман-дацана.  Геше Тинлей как бы в шутку говорил не раз,  каким умным оказался Шираб-багша, когда  в то время, когда сразу по приезде тибетцы  спорили, какой язык надо учить, – бурятский  или русский. Шираб сразу решил, что будет  учить бурятский, и выиграл по сравнению с  теми, кто решил изучать только русский язык  – теперь он знает оба языка. Что касается  бурятского языка, то Шираб-багша знает его  лучше, чем многие буряты. Когда вскоре после  приезда в Бурятию Шираб-багша тяжело  заболел и оказался на грани жизни и смерти,  приехавший тогда в Улан-Удэ Геше Тинлей  навестил его в больнице и прямо сказал  ему: «Очень вероятно, что ты умрешь. Делай  практику тонглен». А своим ученикам он  наказал заботиться о Шираб-багше. Благодаря  своей благой карме и практике он выздоровел  и в настоящее время продолжает трудиться  на ниве возрождения буддийских традиций в

 

 

 

Геше Тинлей со своим другом Даши Джамцо на пикнике в Бурятии

 

 

дугане «Арьяа-Тара». С особой радостью Геше  Тинлей встречается всякий раз с тибетским  монахом Даши Джамцо, приехавшим также в  числе пяти монахов из Гоман-дацана. Он стал  другом Геше-ла. Даши Джамцо – уроженец  Амдо, был монахом в знаменитом монастыре  Лавран, в котором до революции получали  философское образование буряты и монголы.  Из Лаврана он бежал с благословения  своего Учителя Джамьяна Шепы в Индию и  поступил в Гоман-дацан. Геше Тинлей часто  рассказывает ученикам в качестве примеров,  иллюстрирующих его наставления, различные  истории, услышанные им от Даши Джамцо.  Это истории о Джамьяне Шепе (Жамьян  Шадба), Гунтанге Ринпоче и о других больших  Ламах из Лаврана. Даши Джамцо первые годы  после приезда в Бурятии провел в Курумкане,  обучая тибетскому языку и Дхарме юных  мальчишек и девчонок. После того как он  покинул дацан, вслед за ним потянулись в  Иволгинский дацан и его ученики. Некоторые  из них потом уехали учиться в Индию. С  одним из них, монахом Лунриком из Гьюто-  дацана, бурятские паломники встречаются,  посещая Дхарамсалу. После нескольких лет,  проведенных в Иволгинском дацане, Даши  Джамцо уехал в Таиланд и, живя в тайском  монастыре, изучал буддийскую йогу и тайские  методы развития шаматхи. Он медитировал  там с помощью этих техник в течение трех лет и вернулся затем в Россию. Даши Джамцо  рассказал Геше Тинлею, что достиг довольно  хорошего уровня концентрации, но ещё  не высшей реализации. Теми полезными  навыками буддийской йоги, которые он  вынес из тайской традиции, по просьбе Геше-  ла он поделился с учениками Гешела во всех  Дхарма-центрах, и многие из них выполняют  эти упражнения. Геше Тинлей сказал, что они  очень способствуют улучшению физического  состояния, что очень важно для эффективной  медитации. Такие   же   дружеские   отношения  поддерживает Геше Тинлей и с другими  тибетскими монахами, приехавшими в  Бурятию в числе первых пятерых тибетских  Учителей Дхармы в 1993 году, – Нгавангом  Тензином (Агван-Тензин) и Геше Гендуном.  По приезде в Бурятию он всегда созванивается  с тибетцами и приглашает к себе в гости.  Долгие годы его резиденцией на то время,  что он проводил в Улан-Удэ, служил один и  тот же угловой номер «полулюкс» на десятом  этаже гостиницы Бурятия. Генеральный  директор этого гостиничного комплекса  Фаина Анатольевна Дубанова предоставляла  его Геше Тинлею как своему личному гостю.  В этом номере он и принимал друзей и  визитеров, а на втором этаже, в небольшом  конференц-зале, он обычно давал в этот  период пресс-конференции для журналистов.

 

Геше Гендун делает приготовления для Огненной пуджи после проведенного Геше Тинлеем медитативного затворничества (Улан-Удэ, 200 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Геше Гендун и Агван Тензин ассистируют Геше Тинлею при проведении ритуала Огненной пуджи

 

    Досточтимый Еше Лодой Ринпоче приехал  в Бурятию немного позже Геше Тинлея и  пятерых вышеназванных тибетских Лам.  Дамба Аюшеев, когда ещё был настоятелем  Мурочинского  дацана,  настоял  перед  тогдашним руководством ЦДУБ России,  чтобы Ринпоче пригласили в Бурятию и, по  его собственным словам, даже привез его из  Монголии на своей машине. Первые годы  Ело Ринпоче жил в Иволгинском дацане,  преподавал студентам Буддийского института  «Даши Чойнхорлинг». Это было время, когда  в буддийском сообществе России, которое  тогда еще именовалось ЦДУБ, была гармония.  Хамбо-лама  Дамба  Аюшеев,  духовный  представитель Его Святейшества Далай Ламы  Геше Тинлей и Еши Лодой Ринпоче вместе  проводили важные религиозные церемонии.  В то время поддерживались тесные связи между Хамбо-ламой Дамбой Аюшеевым и  Его Святейшеством Далай Ламой. Так, на  торжественное  празднование  60-летнего  юбилея Его Святейшества в 1995 году прибыла  большая делегация российских буддистов во  главе с Хамбо-ламой Д. Аюшеевым. Во время  торжественного подношения мандалы 6  июля в числе подносивших мандалу наряду  с главами буддистов Ладака и Монголии  был также Д. Аюшеев как глава буддистов  России. Во время состоявшейся 8 июля  аудиенции Хамбо-лама Дамба Аюшеев от  имени всех буддистов России пригласил  Его Святейшество посетить буддийские  регионы России. Его Святейшество, со своей  стороны, высоко оценил усилия ЦДУБ в  объединении  буддистов  традиционных  буддийских регионов России.5 Безусловно,  есть значительная доля заслуг духовного

Пандидо-Хамбо-лама Буддийской традиционной Сангхи России Дамба Аюшеев, духовный представитель Его Святейшества Далай Ламы досточтимый Геше Джампа Тинлей и досточтимый Еше Лодой Ринпоче проводят вместе ритуал освящения строительства буддийского комплекса на Верхней Березовке

 

 

представителя Его Святейшества Далай  Ламы, Геше Тинлея, в том, что в тот  период объединительные тенденции в  российском буддизме превалировали над  центробежными силами, которые вносили  и вносят дисгармонию в жизнь буддийского  сообщества России.  До 1996-1997 гг. Еши Лодой Ринпоче не был  широко известен светской общественности  Республики Бурятия и России. Геше Тинлей  сказал во время лекции в очередной свой  приезд в Бурятию, что Ело Ринпоче – это  кармически связанный с Бурятией Ринпоче,  что это очень важно – то, что он живет в  Бурятии, и рекомендовал своим ученикам  просить и получать у него учение, поскольку  сам он, Геше Тинлей, не может проводить в  Бурятии много времени. С тех пор члены  центра «Арьяа-Баала» стали постоянно  устраивать посвящения и учения Ело Ринпоче,  затем – помогать в строительстве центра  «Ринпоче Багша» на Лысой Горе, и многие  из них совсем отошли от своего первого  Учителя.  Геше Тинлей никогда и ни о ком не  высказывает  критических  суждений  и  всегда готов к дружескому диалогу со всеми,  ибо отсутствие гармонии в буддийском  сообществе   России   не   способствует  возрождению былого уважения к буддийской традиции со стороны общественности  и служит препятствием в общем деле  распространения Дхармы.  В августе 1996 года в Республику Тыва  прибыли двое тибетских Лам из Индии  – Геше Лобсан Тубден и гелонг Дагба Гьяцо  для  обучения  тувинских  послушников  республиканского хурээ (монастыря) «Тувдан  Чойхорлинг», в котором на тот период  обучалось двадцать человек. Со времени  появления Геше Лобсан Тубдена Геше  Тинлей во время своих визитов в Казыл стал  останавливаться у Геше Тубдена, и они стали  очень хорошими друзьями. Геше Тубден  по обыкновению присутствует на лекциях  Геше Тинлея, которые он читает в Кызыле,  а также в Новосибирске, приезжал вместе с  тувинцами даже на Всероссийский ретрит,  который проходил под руководством Геше  Тинлея в Курумкане. Он очень высоко ценит  то, что делает Геше Тинлей. В 2006 году в  Новосибирске Геше Тубден в ответ на вопрос  одной из учениц Геше Тинлея о том, дает ли  он сам учение в Туве, он сказал: «Конечно,  я даю наставления, но мои возможности  очень ограниченные: я даю наставления  на тувинском языке, но я ещё очень плохо  знаю язык». А в 2007 году, когда состоялся  Всероссийский  ретрит  в  Гремячинске,  тувинские ученики передали послание Геше  Тубдена для всех российских учеников Геше Тинлея.

 

 

 Слева от Геше Тинлея -Геше Лобсанг Тубден

 

 

 Оно вызвало у многих слезы на глазах  – настолько сердечные и добрые слова о своем  друге написал Геше Тубден в этом послании,  и все почувствовали, насколько дорог он  ему, как бесконечно ценит он то, что делает  в России Геше Тинлей и как благодарен он  ему за это бескорыстное, чистое служение  Дхарме. Он призвал учеников Геше Тинлея  к большему пониманию величия личности и  деятельности своего Учителя и попросил их  дорожить Учителем.  Геше Лобсан Тубден – надежный друг  и опора в деятельности Геше Тинлея в  Республике Тыва. Отношение Геше Тубдена к  Геше Тинлею осталось таким же почтительным  и уважительным после снятия монашеских  обетов Геше Тинлеем. Они вместе являются  организаторами Дней Тибета и празднования  дня рождения Его Святейшества Далай Ламы  в Республике Тыва.  В Республике Калмыкия Геше Тинлей  работает в таком же дружеском партнерстве с  тибетскими Ламами, проживающими в Элисте:  это Ген Дугдра, в первые годы в Калмыкии  жил выпускник Верхнего тантрического  колледжа Гьюто Калден-лама, впоследствии  переехавший в Москву, и другие тибетцы.  В рассматриваемый период деятельности  в качестве духовного представителя Его             Святейшества Геше Тинлей участвовал  в  официальных  духовных  церемониях:  в   церемонии   интронизации   Хамбо-  ламы Буддийской традиционной Сангхи  России Дамбы Аюшеева, в церемонии  интронизации  Камбы-ламы  Республики  Тыва, ритуалах закладки новых дацанов,  сам  проводил  церемонии  посвящения  в Тантру и благословения божеств. К  наиболее значительным духовным событиям,  имевшим место в России в этот период его  деятельности, относится транзитный визит  Его Святейшества Далай-ламы XIV в Москву,  когда сотрудники Центра тибетской культуры  и информации, а также журналистка Первого  канала Российского ТВ Александра Буратаева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Его Святейшество Богдо-гэгэн и досточтимый Геше Тинлей в представительстве Республики Бурятия в Москве (1    г.)

и некоторые представители российской общественности   встретились   с   Его  Святейшеством в аэропорту Шереметьево.  1997 году Халха Ринпоче Джебзун Дамба  Девятый, которого люди монголоязычного  мира знают как Его Святейшество Богдо-  гэгэна, перерожденца главы буддийской  церкви Монголии, посетил Бурятию. Геше  Тинлей, как представитель Его Святейшества  Далай Ламы, встречал его в Москве вместе  с представителями Бурятии и сопровождал  Ринпоче, прибывшего в сопровождении  сыновей, в этой его первой поездке по  России.  Тогда же Геше-ла привез Его Святейшество  Богдо-гэгэна в первый раз в Курумкан, где тот  даровал по просьбе Геше-ла, действовавшего  в интересах учеников, учение и посвящение  в Тантру Ямантаки, а также сопровождал  Ринпоче в поездках по Бурятии – в Кижингу,  в Эгитуйский дацан и т.д. Геше Тинлей  признавался впоследствии:  «ХОТЯ Я БЫЛ ВЫНУЖДЕН ПРИНЯТЬ  ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВО БОГДО-  ГЭГЭНА КАК СВОЕГО УЧИТЕЛЯ БЕЗ  ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ,  Я НИКОГДА НЕ ИМЕЛ ПОВОДА  СОЖАЛЕТЬ ОБ ЭТОМ, ИБО ЭТО –  НАСТОЯЩИЙ ДУХОВНЫЙ НАСТАВНИК,  МАСТЕР ДХАРМЫ. ОН ЯВЛЯЕТСЯ  ЕДИНСТВЕННЫМ В МИРЕ ДЕРЖАТЕЛЕМ  НЕКОТОРЫХ УНИКАЛЬНЫХ УЧЕНИЙ». Благодаря этому шагу Геше Тинлея все его  ученики сразу же приняли Богдо-багшу как  своего Учителя, и с тех пор стали приглашать  его в Россию.  Ринпоче несколько раз давал российским  ученикам по просьбе Геше Тинлея учения,  посвящение   в   практики   Ямантаки,  Ваджрайогини, Чод и т.д. Начиная с 1998  года, начались организованные ежегодные

 

 

 

На этом снимке – Его Святейшество Богдо-гэгэн и
досточтимый Геше Тинлей в Малом зале ВАРКа, в гостях у учеников Геше Тинлея

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выезды российских учеников на учение Его  Святейшества в Индию, и там они также  получали наставления, ванги и дженанги  от Богдо-багши. «Богдо-багша» (Владыка  Учитель) или «Богдо-гэгэн» (Просветленный  Владыка) – так его называют буряты, монголы,  калмыки и тувинцы в соответствии со своей  традицией. Русские ученики называют его  «Ринпоче» (Драгоценность), это общий титул  Лам-перерожденцев. Геше Тинлей в те дни (21  – 29 июня 1997), в Курумкане, когда состоялся

 

 

 

Его Святейшество
Богдо-гэгэн
Джебзун Дамба IX в сопровождении
Геше Тинлея, своего старшего сына
Тубдена (слева) и бурятских монахов(Курумкан, июнь 1    г.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          На месте учения в Курумкане были особые радуги и световые эффекты – даже ночью

 

первый Всероссийский ретрит учеников  Геше-ла, сам переводил с тибетского языка  наставления Богдо-гэгэна. На это учение  приехали буддисты не только из Бурятии  и Агинского округа, но также из Москвы,  Калмыкии, Тувы, Омска, Санкт-Петербурга,  Владивостока, Ижевска, Монголии и других  регионов. Параллельно с Богдо-гэгэном Геше  Тинлей также сам давал тогда в Курумкане  учение. Это был комментарий, основанный на  опыте. Геше-ла дал сущностные наставления  по Ламриму и инструкции о том, как  заниматься медитацией, перед тем как Богдо-  багша дал посвящение в Ямантака-тантру. Он  подготовил умы слушателей, настроив их на  уважение к Учителю, который будет давать  посвящение:         «УЧИТЕЛЬ, ЧЬЕ УЧЕНИЕ ВАМ  ПОСЧАСТЛИВИТСЯ УСЛЫШАТЬ, ЭТО  ДЕВЯТАЯ РЕИНКАРНАЦИЯ ДЖЕБЗУН-  ДАМБА ХУТУХТЫ, БОГДО-ГЭГЭНА  ВЕЛИКОЙ МОНГОЛИИ. ВЫДАЮЩИЕСЯ  КАЧЕСТВА ЭТОГО МАСТЕРА ВЫ СРАЗУ  НЕ УВИДИТЕ ИХ. НО ПОСТЕПЕННО,  ПО МЕРЕ УКРЕПЛЕНИЯ ВАШЕЙ ВЕРЫ,  ОН СТАНЕТ ДАВАТЬ ВАМ ВСЁ БОЛЬШЕ  УЧЕНИЙ. ЕСЛИ ВАША ВЕРА БУДЕТ  ОСЛАБЕВАТЬ, ТО ОН БУДЕТ ПРОЯВЛЯТЬ  СЕБЯ ВСЁ БОЛЕЕ В КАЧЕСТВЕ  ОБЫЧНОГО ЧЕЛОВЕКА. ЕСЛИ ЖЕ  ВАША ВЕРА БУДЕТ СТАНОВИТЬСЯ ВСЁ  СИЛЬНЕЕ, ВЫ БУДЕТЕ ЗАМЕЧАТЬ В НЕМ  ВСЁ БОЛЕЕ И БОЛЕЕ КАЧЕСТВ БУДДЫ. ..  БОГДО-ГЭГЭН ЯВЛЯЕТСЯ ДЕРЖАТЕЛЕМ  БОЛЬШОГО КОЛИЧЕСТВА ЛИНИЙ  УЧЕНИЙ ВЕЛИКИХ МАСТЕРОВ, ОН –  ОДИН ИЗ ДЕРЖАТЕЛЕЙ УЧЕНИЯ ЛАМЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Богдо-гэгэн в сопровождении Геше Тинлея и других священнослужителей направляется к месту учения (Курумкан, 1   )

ЦОНКАПЫ ПО ЛИНИИ ВЕНСАПЫ.  ЕГО ГЛАВНЫЕ ПРАКТИКИ – ЭТО ЧОД,  КАЛАЧАКРА, ЯМАНТАКА. ПРАКТИКА  ЧОД ОЧЕНЬ ВАЖНА И ОЧЕНЬ ПОЛЕЗНА,  НО ЕЁ НУЖНО ПРАКТИКОВАТЬ,  СОЧЕТАЯ С ЛАМРИМОМ, В  ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ, ЭТО БУДЕТ  САМООБМАН, ВЫ БУДЕТЕ ПОДОБНЫ  АКТЕРАМ…

    Геше Тинлей объяснил, почему именно  Курумкан был выбран в качестве места учения:  дело в том, что у этого места очень хорошая  карма, так как здесь в прошлом было много  выдающихся практиков Дхармы, например,  Соодой-лама, которого бурятские верующие  почитают  как  эманацию  Нагарджуны.  Когда Геше Тинлей вместе с Богдо-гэгэном  подъезжали к Курумкану, тот, ещё не зная, что  это и есть Курумкан, указал на гору Бархан-  уула: над её вершиной было особое облако,  знак того, что здесь обитают дакини.        В своих наставлениях перед вангом  Ямантаки Геше Тинлей сделал особенный  упор на инструкции к медитации шаматхи  и аналитической медитации по темам  «Ламрима» («Гуру-йога» и др.). Вместе  со слушателями он проводил сеансы  коллективной медитации.  «В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ НАМ НАДО  ИЗБАВИТЬСЯ ОТ БОЛЕЗНИ, ИЗ-ЗА  КОТОРОЙ МЫ ВОСПРИНИМАЕМ  СВОЕГО УЧИТЕЛЯ ОБЫЧНЫМ  ЧЕЛОВЕКОМ. МЫ ПРИНИМАЕМ  ОБЫЧНО ВЕЩИ ТАКИМИ, КАКИМИ  ОНИ НАМ КАЖУТСЯ, И НЕ ПОНИМАЕМ  ПРЕИМУЩЕСТВ ПРЕДАННОСТИ ГУРУ,  ДУМАЯ, ЧТО ЧТО-ТО ДРУГОЕ ИМЕЕТ  БОЛЬШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ. КОГДА МЫ  УСТРАНЯЕМ ЭТО ЗАБЛУЖДЕНИЕ  И РАЗВИВАЕМ В СЕБЕ СИЛЬНУЮ  ВЕРУ В УЧИТЕЛЯ, ТО НАШ УМ НЕ ТОЛЬКО ИЗЛЕЧИВАЕТСЯ, НО И ОЧЕНЬ  УКРЕПЛЯЕТСЯ, И ТОГДА ДРУГИЕ  РЕАЛИЗАЦИИ ПРИХОДЯТ К НАМ  ГОРАЗДО ЛЕГЧЕ. С ДРУГОЙ СТОРОНЫ,  КАК ГОВОРИТ ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВО  ДАЛАЙ ЛАМА, ПРАКТИКА  ПРЕДАННОСТИ ГУРУ ПОДОБНА  ПРИНЯТИЮ ВИТАМИНОВ: ОНА ДАЕТ  ВАМ СИЛУ».    «ПРАКТИКА ПРЕДАННОСТИ ГУРУ ДАЕТ  ВАМ СИЛУ, И ТОГДА ВЫ СТАНОВИТЕСЬ  ЧУВСТВИТЕЛЬНЫ К ДРУГИМ  ЛЕКАРСТВАМ. КОДА ЖЕ ВАШЕ ТЕЛО  СИЛЬНО ОСЛАБЛЕНО, И ВЫ ПРИ ЭТОМ  ПРИНИМАЕТЕ СИЛЬНОДЕЙСТВУЮЩЕЕ  ЛЕКАРСТВО, ТО ОНО ПРИЧИНИТ ВАМ  ВРЕД – НЕ ПОТОМУ, ЧТО ЛЕКАРСТВО  ПЛОХОЕ, А ПОТОМУ, ЧТО ВАШЕ  ЗДОРОВЬЕ СЛАБОЕ».  В Курумкане в 1997 году Геше Тинлей дал  сущностные, косвенные и тайные наставления  о технике шаматхи. Одно из его важнейших  сущностных наставлений о развитии шаматхи  и, следовательно, фундамента интенсивной  медитации, гласит:        «ДЛЯ МЕДИТАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ  ШАМАТХИ ОЧЕНЬ ВАЖНА  НРАВСТВЕННАЯ ЧИСТОТА». Тем самым, косвенно, Учитель объяснил,  как важно для формирования фундамента  серьезной практики принятие и соблюдение  обетов.        «Я СПРАШИВАЛ СВОЕГО УЧИТЕЛЯ,  ПАНО РИНПОЧЕ, ПОЧЕМУ ЛЮДЯМ  НАШЕГО ВРЕМЕНИ ТАК ТРУДНО  РАЗВИТЬ В СЕБЕ ШАМАТХУ. ОН  ОТВЕТИЛ: «ПОТОМУ ЧТО У ЛЮДЕЙ  НЕТ ОСНОВЫ, ФУНДАМЕНТА, А  ФУНДАМЕНТ – ЭТО НРАВСТВЕННОСТЬ». Нравственность – это и есть осознанность  всех действий тела, речи и ума, контроль трех  дверей кармы. Хотя принятие и соблюдение  монашеских обетов чрезвычайно важны  для развития парамиты нравственности и  формирования фундамента практики Дхармы,  тем не менее, как объяснил Геше Тинлей в  этом цикле лекций, для того чтобы стать  хорошим практиком Дхармы, не обязательно  быть монахом. И он привел пример: у Атиши  было много учеников-гелонгов, но сыном его  сердца стал мирянин Дромтонпа.        «СРЕДИ ВАС ОЧЕНЬ МНОГО МИРЯН,  ПОЭТОМУ БЕРИТЕ ПРИМЕР С  ДРОМТОНПЫ. ОН ВСЕГДА ОЧЕНЬ  ПОЧИТАЛ И УВАЖАЛ ДРУГИХ, А  СЕБЯ ОЦЕНИВАЛ ОЧЕНЬ НИЗКО,  И БЛАГОДАРЯ ЭТОМУ ОН ДОСТИГ  ОЧЕНЬ ВЫСОКИХ РЕАЛИЗАЦИЙ. НА  САМОМ ДЕЛЕ ДРОМТОНПА – ЭТО  ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВО ДАЛАЙ ЛАМА.  ИНОГДА ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВО ДАЛАЙ  ЛАМА ПРИНИМАЛ ОБЛИК МИРЯН  – ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ  ЛЮДЯМ, КАКИМ ОБРАЗОМ НАДО  ПРАКТИКОВАТЬ ДХАРМУ».      Коллективные ретриты, которые проходят  под руководством Геше Тинлея, вообще  отличаются очень большой насыщенностью  сущностными      наставлениями      и  инструкциями, основанными на собственном  опыте Учителя. И здесь, в Курумкане, в 1997  году он рассказал об очень эффективном  способе     медитативной     практики,  передаваемом в школе Гелуг по линии  Венсапы, объяснил пять стадий медитации  и три уровня духовного опыта (контроль  над объектом медитации, искусственная  реализация, спонтанная реализация). Геше  Тинлей получил этот метод системной  медитативной практики, соединяющий Сутру  и Тантру, от своих великих Учителей. Его  Святейшество говорит: «Если вы медитируете  о драгоценности человеческой жизни в  ожидании того, когда достигнете спонтанной  реализации, то можете очень много времени  потратить на этот вид медитации, так что у  вас не останется времени на тантрическую медитацию. Самое главное – это союз Сутры и  Тантры. Поэтому сначала вы должны достичь  приблизительных реализаций на всем  Пути и некоторый контроль над объектами  медитации, начиная с темы «Драгоценность  человеческой жизни» и вплоть до объектов  тантрической медитации, учения о Единстве  Ясного света и Иллюзорного Тела». На основе  этих рекомендаций Его Святейшества Далай  Ламы Геше Тинлей учит своих учеников,  что нужен системный подход в духовной  практике. Линия Венсапы и является такого  рода системой, когда духовные реализации  порождаются не по частям, одна за другой, а  в их полной системе.   «ЭТО ПОДОБНО ТОМУ, КАК ВЫ  ЗАСЕИВАЕТЕ ОЧЕНЬ БОЛЬШОЕ ПОЛЕ  РАЗНООБРАЗНЫМИ СЕМЕНАМИ.  НЕКОТОРЫЕ ИЗ НИХ ПРОРАСТАЮТ  ОЧЕНЬ БЫСТРО, НЕКОТОРЫЕ  – ДОЛЬШЕ. НО СНАЧАЛА НУЖНО  ЗАСЕЯТЬ ВСЁ ПОЛЕ, ПОТОМ – ЕГО  ПОЛИВАТЬ, УХАЖИВАТЬ ЗА НИМ,  УДОБРЯТЬ, И ТОГДА ПОСТЕПЕННО  СЕМЕНА СТАНУТ ПРОРАСТАТЬ:  КАЖДЫЙ ВИД – В СВОЕ ВРЕМЯ».  Геше Тинлей,  старший сын  Богдо-гэгэна  досточтимый  Тубден, Олег  Намжилов в  сопровождении  учеников Геше  Тинлея – после  лекции (Курумкан,  1   )             Геше Тинлей сам очень по-умному  подходит к духовной практике, собирая все  полные и самые эффективные методы, будь  то медитация шаматхи, Бодхичитты или  Пустоты, и старается учеников научить такому  же подходу, начиная с предварительных  практик, нендро. Благодаря инструкциям  Геше-ла ученики, если бы они следовали точно  указаниям Учителя, любое свое действие  могли бы превратить в мощную практику  Дхармы – дыхание и сон, принятие пищи, все  свои повседневные дела и даже отправление  своих естественных потребностей. При этом  Геше-ла всегда акцентирует внимание не на  применяемых техниках, а на чистоте духовной  практики, не на количестве простираний,  начитываемых мантр и т. д., а на качестве  их исполнения. Он не устает повторять,  что дает учение не для того, чтобы ученики  «кем-то» стали – профессорами, депутатами,  бизнесменами и т. д. То есть, не для усиления их  «эго», а для того чтобы благодаря учению они  смогли измениться к лучшему и стать добрее,  мудрее. С тех пор как Геше Тинлей установил  со своими слушателями в России связь  Учителя и учеников, он дает духовные советы  и в эксплицитных, и в имплицитных формах.  То есть, не только тогда, когда сидит на троне  Дхармы и объясняет конкретные темы Учения,  но и тогда, когда беседует с ними на любые

 

 

Геше Тинлей,
старший сын
Богдо-гэгэна
досточтимый
Тубден, Олег
Намжилов в
сопровождении
учеников Геше
Тинлея – после
лекции (Курумкан,
1   )

 

 

 

 

 

Остановка наберегу Байкала по пути изКурумкане(1   )

 

 

 

 

 

 

 

 

другие темы, когда вместе с ними выезжает на  пикники, во время совместных поездок и тому  подобных повседневных занятий Учитель  тоже дает мощные уроки Дхармы. Даже за  то короткое время, пока длится поездка от  Музыкального колледжа, где обычно Геше-ла  дает учение в Улан-Удэ, до его резиденции в  101-ом квартале, сопровождающие его ученики  успевают получить сущностные наставления.  Всё его поведение в обычной жизни – это  уроки Дхармы. Б. Дондоков говорит: «В  обыденной жизни Геше-ла ведет себя как  обычный человек. Он увлеченно смотрит по  телевизору футбольные матчи, сам играет в  футбол, теннис и другие спортивные игры,  в которых он – постоянный лидер, и всегда  стремится к совершенству. Учитель очень  любит играть с сильными шахматистами.  Игра в шахматы помогает ему в преподавании  Дхармы: он постоянно приводит в своих  лекциях примеры из шахмат и дает советы:  «Не делай ошибок в дебюте», «стань мастером  своей жизни». Из всего, что Учитель делает,  он извлекает уроки Дхармы и использует  эти уроки в преподавании Дхармы».  Всех, кому приходилось наблюдать за его  действиями в обычной жизни, поражает именно совершенство во всех его действиях,  являющееся,   несомненно,   результатом  способности к полной концентрации: даже  в том, как он ходит, есть необычайная,  только для него характерная совершенная  пластика и мягкая стремительность. Вместе  с тем мягкость и добросердечие сочетаются в  нем с мощной внутренней силой настоящего  Бодхисаттвы, которого в его практике  обширных деяний не остановят никакие  препятствия. «Я хоть и мягкий, но тигр» –  говорит Геше-ла о себе.  В этот период Геше Тинлей начал,  с благословения своего Учителя, Его  Святейшества Далай Ламы, давать в России  наставления не только по Сутре, но и по Тантре.  Ещё до посвящения в Ямантака-тантру вышли  его книги «Сутра и Тантра – драгоценность  тибетского буддизма», «Тантра – Путь к  Пробуждению». В них Геше-ла дал первую  презентацию учений Тантры, передаваемых в  тибетской традиции. В Курумкане в 1997 году  Геше-ла рассказал историю появления Тантры  Ямантаки в мире людей и дал ученикам  некоторые очень важные советы, связанные с  предстоящей практикой Тантры.
«ДЛЯ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ПОЛУЧАТ ЭТО  ПОСВЯЩЕНИЕ, Я ДАМ В БУДУЩЕМ  ОСОБЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ О ТОМ, КАК  ЗАНИМАТЬСЯ СТАДИЕЙ ПОРОЖДЕНИЯ  И О ТОМ, КАК ВЫПОЛНЯТЬ СТАДИЮ  ЗАВЕРШЕНИЯ, КАК ПРОВОДИТЬ  РЕТРИТ И КАК СОЧЕТАТЬ ПРАКТИКУ  ЯМАНТАКИ С ПРАКТИКОЙ СУТРЫ…  ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫХ УКАЗАНИЙ  НЕДОСТАТОЧНО ДЛЯ ПРАКТИКИ.  ИНОГДА ЛЮДИ ПОЛАГАЮТ,   ЧТО ДОСТАТОЧНО ЗНАТЬ ОБЩИЕ  ПОЛОЖЕНИЯ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ  ИЗУЧИТЬ ПРЕДМЕТ И ОВЛАДЕТЬ  ИМ. НО ЭТО НЕВЕРНО…КОГДА  ЛЮДИ НЕ ЗНАЮТ ПОДРОБНОСТЕЙ  УЧЕНИЯ, А ИМЕЮТ ТОЛЬКО ОЧЕНЬ  ПРИБЛИЗИТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ, ОНИ  ПРЕБЫВАЮТ В ВОЗБУЖДЕНИИ, И  РЕАЛИЗАЦИЯ УЧЕНИЯ КАЖЕТСЯ  ИМ ДЕЛОМ ДОВОЛЬНО ЛЕГКИМ. НО  ЧЕМ БОЛЕЕ ПОДРОБНО ЧЕЛОВЕК  ЗНАЕТ ДХАРМУ, ТЕМ БОЛЕЕ ТРЕЗВО  ОН СМОТРИТ НА ПРАКТИКУ. ОН  СТАНОВИТСЯ БОЛЕЕ ПРИЗЕМЛЕННЫМ.  ОН ЗНАЕТ, ЧТО ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОЙ  ПРАКТИКИ ТРЕБУЕТСЯ МНОЖЕСТВО  ФАКТОРОВ. ТАКОЙ ЧЕЛОВЕК НЕ  ОЖИДАЕТ СКОРЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ  И НАЧИНАЕТ ПРАКТИКОВАТЬ  ШАГ ЗА ШАГОМ, НО НА САМОМ  ДЕЛЕ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИХОДИТ К  НЕМУ ГОРАЗДО БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ОН  РАССЧИТЫВАЛ».
    К сожалению, несмотря на стремление  Учителя «приземлить» тех своих слушателей,  которые  склонны  к  возбуждению  и  экзальтации, всё же были неофиты, которые  слишком ретиво принялись за практику  Дхармы, не установив прежде прочного  фундамента. И, поскольку они имели чересчур  большие ожидания, то, когда эти ожидания  быстро не оправдались, они вообще отошли  от буддизма. Виноваты в этом не Дхарма и  не Учитель, а исключительно сами эти люди,  допустившие   принципиальные   ошибки  и, прежде всего, ошибку пренебрежения  советами Учителя.

          <-Назад                 ->Читать далее                      <-Биография 

 

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа