1998–2000 годы

    1998 год был примечателен тем, что  Учителя пригласили в Монголию давать  учение. В 1993 году он был назначен духовным  представителем Его Святейшества не только  в России, но также в СНГ и Монголии, но всё  же до 1998 года он не получал от монгольских  буддистов просьбы об учении. И, поскольку  миссионерство не в правилах буддийских  Учителей, он не ездил в Монголию с  проповедью Дхармы. В январе 1998 года он  с группой учеников посетил Улан-Батор по  приглашению  общины  буддистов-мирян  «Буяны yйлс», возглавляемой Дава Дулам,  и прочитал несколько вводных лекций.  Слушатели были так тронуты наставлениями  Учителя, что некоторые из них потом со  слезами на глазах благодарили его и просили  приезжать снова. Они говорили, что никогда  не слышали подобной буддийской проповеди,  содержащей очень полезные для их жизни  советы, сетовали, что в Монголии нет  наставников, способных так хорошо излагать  Дхарму, и нет книг о буддийской философии  и практике Дхармы, доступных для светских  людей. Поэтому Геше Тинлей рекомендовал  им сделать перевод на монгольский язык  книги «К Ясному Свету». Монгольский перевод  этой книги вышел под названием «Гэгээн  гэрэлтэ» (Улан баатар, 1999) и выдержал  уже три издания. Он пользуется большой  популярностью не только у светских людей,  но и у монахов. Некоторые из россиян видели  эту книгу у монгольских монахов, живущих  в «Тактен-Хаусе», резиденции Богдо-гэгэна  в Дхармасале. Переводчиком Геше-ла в тот  первый раз и в последующие приезды был  один из высокообразованных и авторитетных  монгольских священнослужителей – Гун  Самбу-лама. После того как они встретились  в первый раз и поговорили о буддийской  философии в гостиничном номере Геше  Тинлея, Гун Самбу-лама проникся большим  уважением к Геше-ла. Он признался, что  впервые обрел в беседе с Геше-ла понимание  некоторых тонкостей доктрины Пустоты,  которые никто до этого не мог разъяснить  ему.

 

Во время одной из первых встреч в Монголии: слева от Геше Тинлея – Дава Дулам, справа – переводчик Гун Самбу-лама

 

Буддизм в Монголии находится в  состоянии активного возрождения под  неусыпной заботой Его Святейшества Далай  Ламы. И уже много монгольских студентов,  гелонгов и гецулов, обучается в тибетских  монастырях в Индии, особенно много их  в Гоман-дацане и дацане Сера Дже на юге  Индии. Также с каждым годом все больше  монголов приезжает в Дхарамсалу – на ежегодные учения Его Святейшества Далай  Ламы и для изучения Чод – к Его Святейшеству  Богдо-гэгэну. Но, тем не менее, люди в  Монголии всё ещё ощущают острую нехватку  квалифицированных духовных наставников  и буддийской литературы, где давалось бы  объяснение буддийской духовной практики.  Даже в настоящее время, когда помимо  Буддийского университета, действующего  при монастыре Гандантегченлинг, в Улан-  Баторе появилось ещё несколько учебных  заведений, в которых монгольские буддисты  имеют возможность получить буддийское  духовное образование, в Монголии всё  ещё   нет   буддийских   проповедников,  которые могли бы, как Геше Тинлей, давать  умелую презентацию буддийской Дхармы  современным людям, учитывая особенности  их менталитета. Об этом прямо говорят  слушатели и просят Учителя приезжать  чаще. Характерная особенность Геше Тинлея  – это внешне очень простая форма изложения  Дхармы, при этом он хорошо, используя яркие  примеры, аналогии, образы, передает все  тонкости и глубину буддийской философии,  объясняет её значение для практики Дхармы,  для медитации. И, самое главное, он изливает  нектар Дхармы прямо из своего большого  сердца в сердца своих слушателей.

 

 

Геше Тинлей и
Гун Самбу-лама
(Монголия, 1   )

 

 

 

 

 

 

 

    «В ЭТОМ МИРЕ ОЧЕНЬ МАЛО  БУДДИЙСКИХ ФИЛОСОФОВ. ПОЭТОМУ  ОЧЕНЬ НЕМНОГИЕ ДОСТИГАЮТ  ВЫСШИХ РЕАЛИЗАЦИЙ. НЕ  ИСКЛЮЧЕНО, ЧТО МНОГИЕ ИЗ ТЕХ,  КТО СИДИТ В ГОРАХ, ЗАНИМАЯСЬ  БУДДИЙСКОЙ МЕДИТАЦИЕЙ, ДАЖЕ НЕ  ЯВЛЯЮТСЯ БУДДИСТАМИ. ПОЭТОМУ  ВНАЧАЛЕ УСТАНОВИТЕ ФУНДАМЕНТ.  УБЕДИТЕСЬ, ЧТО СТАЛИ БУДДИЙСКИМ  ФИЛОСОФОМ, И ТОГДА МОЖЕТЕ  ЗАНИМАТЬСЯ МЕДИТАЦИЕЙ. В ЭТОМ  СЛУЧАЕ СВЕРШЕНИЯ, КОТОРЫХ ВЫ  ДОСТИГНЕТЕ, БУДУТ БУДДИЙСКИМИ».      При обучении Дхарме светских людей  Геше Тинлей не делает принципиального  ограничения в преподаваемом материале: он  излагает им ту же самую систему Дхармы и  Пути, которую изучают в монастырях монахи.  То есть, он не ограничивается изложением  только общего Учения, а преподает также  философию.      «МЕЖДУ ОБЩИМ И ФИЛОСОФСКИМ  УЧЕНИЕМ БУДДИЗМА ЕСТЬ РАЗНИЦА.  ЗНАЯ ТОЛЬКО ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ, ТРУДНО  СОХРАНИТЬ УЧЕНИЕ БУДДЫ. ОБЩЕЕ  УЧЕНИЕ БУДДИЗМА СОДЕРЖИТ  БУДДИЙСКИЕ ДОГМАТЫ – О ТОМ, ЧТО  ЕСТЬ БУДУЩАЯ ЖИЗНЬ, ЕСТЬ КАРМА,  САНСАРА И НИРВАНА, ЧТО МУДРОСТЬ  ПОСТИЖЕНИЯ ПУСТОТЫ СЛУЖИТ  ПРОТИВОЯДИЕМ ОТ САНСАРЫ, ЧТО  ТАНТРА – ЭТО БЫСТРЫЙ ПУТЬ, ЧТО  ПОСРЕДСТВОМ МЕДИТАЦИИ ЯСНОГО  СВЕТА МОЖНО ОСВОБОДИТЬСЯ  ОТ САНСАРЫ. В ОТЛИЧИЕ ОТ  ОБЩЕГО УЧЕНИЯ, БУДДИЙСКАЯ  ФИЛОСОФИЯ С ПОМОЩЬЮ ЛОГИКИ И  ПОДЛИННЫХ ЦИТАТ ИЗ СЛОВА БУДДЫ  ДОКАЗЫВАЕТ, ПОЧЕМУ ЕСТЬ БУДУЩАЯ  ЖИЗНЬ, ПОЧЕМУ НУЖНО СЧИТАТЬСЯ  С ЗАКОНОМ КАРМЫ, ПОЧЕМУ  САНСАРА ПО ПРИРОДЕ ЯВЛЯЕТСЯ  СТРАДАНИЕМ, ПОЧЕМУ НИРВАНА  ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСШИМ СОСТОЯНИЕМ  СЧАСТЬЯ, ПОЧЕМУ МУДРОСТЬ  ПОСТИЖЕНИЯ ПУСТОТЫ СЛУЖИТ  ПРОТИВОЯДИЕМ ОТ САНСАРЫ,  ПОЧЕМУ ТАНТРА ЯВЛЯЕТСЯ БЫСТРЫМ  ПУТЕМ. ПОЧЕМУ МЕДИТАЦИЯ      ЯСНОГО СВЕТА ПОМОГАЕТ БЫСТРО  ОСВОБОДИТЬСЯ ОТ ОМРАЧЕНИЙ».      Но даже люди, изучавшие буддийскую  философию и завершившие философское  образование в монастыре со степенью «геше»,  которые способны дать исчерпывающие  ответы на все вопросы, могут не быть ещё  буддийскими философами. Учитель всегда  объясняет, как это важно – принять Четыре  Философские Печати как окончательные,  абсолютные положения. То есть, важно не  только понять их умом, но и принять эти  истины сердцем. Тогда человек становится  на деле буддийским философом и может  посредством медитации достигнуть всех  реализаций Пути. Начиная с Курумканского  ретрита 1997 года, Геше Тинлей стал также  регулярнопреподаватьсвоимученикамосновы  буддийской логики, причем он успевает в  течение нескольких лекций дать материал,  который в монастырях при традиционном  способе обучения монахи осваивают в течение  полугода или даже года. При этом Учитель  неизменно предупреждает учеников, что дает  им эти точные знания, – а буддизм и есть  очень точная наука, – не для того, чтобы они  стали учеными и получили ученые степени, а  для того чтобы они практиковали. В ноябре  1998 года на одной из лекций в Бурятии он  сказал:      «Я САМ ХОЧУ УЙТИ В СЛЕДУЮЩЕМ  ГОДУ В РЕТРИТ В БУРЯТИИ: ОПИРАЯСЬ  НА МЕДИТАЦИЮ «ЛАМРИМА» КАК  ОСНОВУ, Я БУДУ ЗАНИМАТЬСЯ  ШАМАТХОЙ И ТАНТРОЙ. Я ДУМАЮ,  ЧТО ДАЛ ВАМ ДОСТАТОЧНО УЧЕНИЙ  В ТЕЧЕНИЕ ПЯТИ ЛЕТ. ТЕПЕРЬ  ПРИШЛО ВРЕМЯ ПОКАЗАТЬ ВАМ  ПРИМЕР ПРАКТИКИ, ПОКАЗАТЬ, ЧТО  ТО УЧЕНИЕ, КОТОРОЕ Я ДАВАЛ ВАМ,  ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДЛЯ ПРАКТИКИ.  ОБУЗДАТЬ СВОЙ УМ – ТАКОВА  ДОЛЖНА БЫТЬ ВАША ЦЕЛЬ. ЕСТЬ  ОПАСНОСТЬ, ЧТО ВЫ, ПРИСТУПИВ  К ПРАКТИКЕ ДХАРМЫ, ОПЯТЬ  ЗАХОТИТЕ СТАТЬ УЧЕНЫМИ – ТЕПЕРЬ  УЖЕ В ДУХОВНОЙ СФЕРЕ, ПОТОМ  ВАМ ЗАХОЧЕТСЯ УЧИТЬ ДРУГИХ, ВЫ  НАЧНЕТЕ УЧИТЬ ДРУГИХ, И ЛЮДИ  СТАНУТ ВОСХИЩАТЬСЯ ВАМИ –  КАКОЙ ВЫ УМНЫЙ!».

 

 

После
дженанга,
проходившего
в зале
«Ямского
поля»
(Москва,
1   -2000),
на который
приезжали
ученики из
других городов

       В   этот   период   фундаментальной  подготовки учеников к духовной практике  (1998–1999) Геше Тинлей давал в Бурятии,  Москве, Калмыкии и Туве наряду с Ламримом  и учением о Четырех Благородных Истинах  также комментарий к Четырем Философским  Печатям, к тексту «Драгоценное ожерелье  философских школ» Джамьяна Шепы (Жамьян  Шадба), комментарий к «Ламе Чопа», учение о  развитии Бодхичитты и о шести парамитах. В  Бурятии и Москве он давал также наставления  о махаянской тренировке ума (Лочжонг)  – «Десять сокровищ Кадампы», в Москве  – Лочжонг «Колесо острых кинжалов». В  Бурятии Геше-ла продолжал делать упор  на методике проведения затворничества  и   выполнения      нендро,   четырех  предварительных   практик.   Поскольку  другие Дхарма-центры – в Омске, Иркутске,  Новосибирске, Уфе, Томске, Екатеринбурге,  Ростове, Красноярске – возникли на несколько  лет позднее, то в 1998–1999 годах Геше Тинлей  давал там учение в несколько иной форме.  Он совмещал задачи введения новичков в  буддизм и общей презентации Дхармы – так,  чтобы они могли «догнать» старых учеников  в Москве, Бурятии, Калмыкии, Туве.         В 1998 году (с 20 по 26 июля) состоялся  Всероссийский ретрит в Подмосковье, в  Доме отдыха «Романтик». Организатором  стал Московский центр Ламы Цонкапы. Геше  Тинлей дал посвящение в Ямантака-тантру.  Этот центр стал активно функционировать,  взяв на себя функции общероссийской  координации     мероприятий     Геше  Тинлея примерно с 1998 года, особенно  после      появления взятого в аренду и  отремонтированного   силами   учеников  подвального помещения на Шаболовке.  Поскольку Геше Тинлей большую часть  времени проводил в Москве и, пока он был  официальным духовным представителем Его  Святейшества Далай Ламы, уезжал в отпуск в  Индию лишь на короткий срок, то в течение  многих лет он прочитал в Москве гораздо  большее количество лекционных циклов,  нежели в других городах. Так, в течение  первой половины 1998 года Учитель дал в  Москве подробное учение о Бодхичитте,  материал которого, будучи обработан вместе  с лекциями, прочитанными в Бурятии, вошел  в книгу «Бодхичитта и Шесть парамит» (Улан-  Удэ, 2000). Но многие из тех драгоценных  наставлений, которые были даны в Москве,   до сих пор ещё не изданы, как, впрочем,  многие лекции, прочитанные Учителем в  других городах. В особенности жаль, что мало  публикуются учения, которые были даны  Геше-ла в Калмыкии. 

 

 

Ретрит в
Подмосковье
(1   )

 

 

 

 

 

 

 

 

     Заметной вехой в духовной жизни  российских  учеников  стал  выезд  на  автобусах большой группы во главе с  Геше Тинлеем на учение и церемонию  Посвящения Авалокитешвары, которое Его  Святейшество даровал в Германии, под  Гамбургом (городок Шневердинген, 1998).  Это учение было организовано немецким  Дхарма-центром г. Гамбург: был возведен  специальный комплекс со всей необходимой  инфраструктурой, где проходило учение  Далай Ламы. В огромном зале помещалось  около десяти тысяч человек. Его Святейшество  сидел на троне Дхармы, который высотой  превосходил рост самого высокого европейца.  Почти для всех россиян это была первая,  незабываемая встреча с Его Святейшеством  Далай Ламой. Это было первое учение,  напрямую полученное от него. И это было  очень счастливое время для Геше Тинлея –  встреча с Учителем.         Хотя в Москве Геше Тинлей читал в это  время больше лекций, чем в Бурятии, всё  же в Бурятии он стал делать раньше, чем  в Москве и других городах, больший упор  на практическую сторону, на объяснение  системы практики и техники медитаций. Ибо,  как говорил он в Улан-Удэ, бурятские ученики  уже могут и даже должны приступать к  медитативной практике, тогда как московских  учеников приходится сдерживать в их  стремлении к медитации. В это же время Геше  Тинлей сделал впервые передачу текста Гуру-  йоги «Лама Чопа», в котором содержится вся  практика махаянского Пути – в союзе Сутры  и Тантры, и продолжил инструкции о том,  как следует реализовать системный подход  к духовной практике. Корень этой системы  – чистая преданность Гуру.

 

 

 

Геше Тинлей в перерыве между сессиями учения в Шневердингене

 

 

«ВЫ ПОЛАГАЕТЕ, ЧТО УЧИТЕЛЬ  ДУМАЕТ ТОЧНО ТАК ЖЕ, КАК И ВЫ  САМИ, И ВКЛАДЫВАЕТЕ В ЕГО СЛОВА  ТОТ ЖЕ СМЫСЛ, КАКОЙ САМИ ВИДИТЕ  В ЭТИХ СЛОВАХ. НО ЭТО НЕ ТАК. У  МАСТЕРА СОВЕРШЕННО ДРУГОЙ  ОБРАЗ МЫСЛИ. БЛАГОДАРЯ ПРАКТИКЕ  ПРЕДАННОСТИ ГУРУ УЧЕНИКИ  ОБУЧАЮТСЯ ПРАВИЛЬНО ПОНИМАТЬ  СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ».

Геше-ла подробно объяснил, опираясь на  песни Миларепы и «Ламрим чен-мо» Чже  Цонкапы, а также другие базовые источники,  каким   образом   надлежит   «системно  практиковать» в рамках садханы «Лама Чопа»  – засеивать сразу все семена Дхармы. Но при  этом – соразмеряя практику с собственными  возможностями.

«ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРЫГАТЬ С ОДНОЙ ГОРЫ  НА ДРУГУЮ, НАУЧИТЕСЬ ПРЫГАТЬ НА  ДЕСЯТЬ МЕТРОВ».      Геше Тинлей в перерыве между сессиями учения  в Шневердингене Учитель рекомендовал вначале провести  приблизительную медитацию по полной  системе Сутры и Тантры, чтобы обрести  духовный опыт первого уровня. В течение  одного месяца следует заниматься практикой  формированияпреданностиГуруимедитацией  о драгоценности человеческой жизни, затем в  течение месяца – медитацией о непостоянстве  и смерти и практикой принятия Прибежища,  ещё один месяц уйдет на медитацию о карме  и о Благородной Истине Страдания; затем  месяц – на медитацию о Благородной Истине  Источника Страдания, Двенадцатичленной  цепи взаимозависимости, и о Благородной  Истине  Пресечения  Страдания;  после  этого – две недели уйдет на медитацию о  Благородной Истине Пути. Затем, по системе  «Ламрима», следует в течение одного месяца  заниматься   порождением   Бодхичитты  с помощью объединенного метода из 12  положений, которые Геше Тинлей получил от  Пано Ринпоче. После появления первичной  реализации, некоторого уровня искусственной  Бодхичитты,   Геше-ла   рекомендует   в  течение   одного   месяца   заниматься  медитацией Пустоты, затем – одномесячное  затворничество   по   практике   Стадии  Порождения (Кедрим) Ямантаки. Затем один  месяц – на развитие шаматхи. На это уйдет  примерно семь – семь с половиной месяцев.  Но это – только первый круг медитативной  практики, он дает лишь некоторый уровень  контроля над медитативными объектами,  некоторые первичные реализации. После  этого необходимо возвращаться к медитации  о преданности Гуру и так далее – по новому       кругу. По завершении второго круга можно  заниматься интенсивной практикой шаматхи,  если ученик чувствует в себе способность к её  реализации. По достижении реализации или  хотя бы четвертого уровня в практике шаматхи  можно приступить к практике Завершения  (Зогрим) Ямантаки, к практикам Шести Йог  Наропы, Четырех Йог Ямантака-тантры,  Пяти Ступеней Гухьясамаджа-тантры, Шести  Йог Калачакры: все они взаимосвязаны и  полезны.

«КОГДА У ВАС БУДУТ ВСЕ  НЕОБХОДИМЫЕ ЗНАНИЯ, ТО ВАША  ПРАКТИКА ЗОГРИМ СТАНЕТ ОЧЕНЬ  ЭФФЕКТИВНОЙ. ВЫ СМОЖЕТЕ  РЕАЛИЗОВАТЬ РАСТВОРЕНИЕ ВЕТРОВ  В ЦЕНТРАЛЬНОМ КАНАЛЕ И СНАЧАЛА  – ДОСТИГНУТЬ ИЗОЛЯЦИИ ТЕЛА,  ИЗОЛЯЦИИ РЕЧИ, ИЗОЛЯЦИИ УМА…  НАСТУПИТ МОМЕНТ, КОГДА ВЫ  АКТИВИЗИРУЕТЕ СОЗНАНИЕ ЯСНОГО  СВЕТА. И ЗАТЕМ С ПОМОЩЬЮ ЯСНОГО  СВЕТА ВЫ РЕАЛИЗУЕТЕ ИЛЛЮЗОРНОЕ  ТЕЛО, КОТОРОЕ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЯМОЙ  ПРИЧИНОЙ ФОРМНОГО ТЕЛА БУДДЫ  (НИРМАНАКАИ И САМБХОГАКАИ)…  СНАЧАЛА ВЫ ДОСТИГНЕТЕ НЕЧИСТОГО  ИЛЛЮЗОРНОГО ТЕЛА. ЗАТЕМ  – ЧИСТОГО ИЛЛЮЗОРНОГО ТЕЛА. И  КОГДА ЭТО ПРОИЗОЙДЕТ, ТО В ТОТ  МОМЕНТ ВЫ ОБРЕТЕТЕ СВОБОДУ ОТ  РОЖДЕНИЯ И СМЕРТИ. ВЫ ПОЛУЧИТЕ  ВОЗМОЖНОСТЬ ОТДЕЛЕНИЯ ОТ ЭТОГО  ТЕЛА И В ЛЮБОЙ МОМЕНТ СМОЖЕТЕ  ОТПРАВИТЬСЯ В ДРУГИЕ МИРЫ,  ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ НАСТАВЛЕНИЯ, И  ВЕРНУТЬСЯ НАЗАД. ЕСЛИ ОПИСЫВАТЬ  ПРОЦЕСС ПРАКТИКИ ДАЛЕЕ, ТО  СУЩЕСТВУЕТ ТЕКСТ ДОЛГОЙ  МЕДИТАЦИИ – ТЕХНИКИ ДОСТИЖЕНИЯ  ЕДИНСТВА ИЛЛЮЗОРНОГО ТЕЛА  И ЯСНОГО СВЕТА, И, ИСПОЛЬЗУЯ  ВПОСЛЕДСТВИИ ЭТУ ТЕХНИКУ, ВЫ  СМОЖЕТЕ ДОСТИГНУТЬ СОСТОЯНИЯ  БУДДЫ. ВСЕ ЭТИ НАСТАВЛЕНИЯ  ПОЛНОСТЬЮ СОХРАНЕНЫ В ТИБЕТЕ.  ЕСЛИ ВЫ ПО ТАКОЙ СИСТЕМЕ БУДЕТЕ  ЗАНИМАТЬСЯ МЕДИТАЦИЕЙ, ТО В  ТЕЧЕНИЕ ОДНОЙ ЖИЗНИ СМОЖЕТЕ  ДОСТИГНУТЬ СОСТОЯНИЯ БУДДЫ,  НО ЭТО НЕЛЕГКО. В НАШИ ДНИ  ДЕЛАТЬ УПОР НА ФОРМИРОВАНИЕ       ИЛЛЮЗОРНОГО ТЕЛА И ДОСТИЖЕНИЕ  ЯСНОГО СВЕТА – ЭТО НЕ ПРАКТИЧНО.  ЭТО ЗА ПРЕДЕЛАМИ ВАШИХ  СПОСОБНОСТЕЙ. ПОЭТОМУ НЕ  НАДО ТРАТИТЬ ВРЕМЯ ВПУСТУЮ.  ВЫ ДОЛЖНЫ СКАЗАТЬ СЕБЕ: «Я  ПОЛОН РЕШИМОСТИ СЛЕДОВАТЬ  ЭТИМ ПУТЕМ ЖИЗНЬ ЗА ЖИЗНЬЮ, И  КОГДА-НИБУДЬ НАСТУПИТ МОМЕНТ  – Я СТАНУ БУДДОЙ. Я ОЧЕНЬ ЯСНО  ПРЕДСТАВЛЯЮ ПУТЬ, СИСТЕМУ, И  БУДУ ИДТИ, ДЕРЖАСЬ ЭТОЙ СИСТЕМЫ,  И БУДУ ДАЛЬШЕ ПОЗНАВАТЬ  ПОДРОБНОСТИ КАЖДОГО ЭТАПА  ПУТИ». И ТОГДА ВАША ЖИЗНЬ СТАНЕТ  ЗНАЧИМОЙ, НАПОЛНИТСЯ СМЫСЛОМ.  ДАЖЕ ЕСЛИ ВЫ ПРОДЕЛАЕТЕ ТОЛЬКО  НЁНДРО, ЧЕТЫРЕ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ  ПРАКТИКИ, И УМРЕТЕ, НЕ УСПЕВ  ВЫПОЛНИТЬ В ЭТОЙ ЖИЗНИ ВСЕ  ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ МЕДИТАЦИИ, ТО  МОЖЕТЕ БЫТЬ СПОКОЙНЫ».

    Примерно в это время Геше Тинлей  признался, что теперь начинает испытывать  некоторое   удовлетворение   от   своей  деятельности   в   качестве   духовного  наставника: он видит, как всходят первые  ростки того, что он засеивал в течение ряда  лет в духовную почву России. В первые годы у  него «руки опускались», – по его собственному  выражению: он не видел в людях никаких  положительных изменений. Теперь Учитель  чувствовал, что уже не может бросить  учеников на произвол судьбы, и пришел к  мысли о том, чтобы найти подходящее для  медитации место в Бурятии, где он сам мог  бы проводить затворничество, а рядом с ним  ученики занимались бы подготовительными  практиками и медитациями «Ламрима».  Поскольку срок официальных полномочий  Учителя в качестве духовного представителя  истекал в апреле 1999 года, то уже в 1998 году  он дал бурятским ученикам задание найти  место для будущего медитативного центра.

 

Геше Тинлей с группой сопровождавших учеников и
жителей г. Северобайкальск

 

 

«ПОСЛЕ ТОГО КАК ВЫ ПОЛУЧИЛИ  «ЛАМУ ЧОПА», ВЫ ДОЛЖНЫ ТЕПЕРЬ  МЕДИТИРОВАТЬ. ИЩИТЕ МЕСТО  ДЛЯ МЕДИТАТИВНОГО ЦЕНТРА. Я  БУДУ ЗАНИМАТЬСЯ МЕДИТАЦИЕЙ,  ВЫ ТОЖЕ МОЖЕТЕ – РЯДОМ. ВАМ  НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСТОЯННО  ЗАНИМАТЬСЯ МЕДИТАЦИЕЙ, МОЖЕТЕ  УЙТИ В ЗАТВОРНИЧЕСТВО НА ПЯТЬ –  ШЕСТЬ МЕСЯЦЕВ, ПОТОМ – ВЕРНУТЬСЯ  НА ВРЕМЯ В ОЩЕСТВО. ТАКАЯ  СИСТЕМА БУДЕТ БОЛЕЕ ПРАКТИЧНОЙ,  НЕЖЕЛИ РЕШИТЕЛЬНЫЙ РАЗРЫВ  ВСЕХ СВЯЗЕЙ. ИЩИТЕ МЕСТО,  БЛАГОСЛОВЛЕННОЕ БУРЯТСКИМИ  МАСТЕРАМИ, КОТОРЫЕ В ПРОШЛОМ  ЗАНИМАЛИСЬ ТАМ МЕДИТАЦИЕЙ.  ОЧЕНЬ ПОДХОДИТ АЛХАНАЙ.  ВООБЩЕ ЭТО ДОЛЖНА БЫТЬ ГОРНАЯ  МЕСТНОСТЬ ИЛИ – БАЙКАЛ. БАЙКАЛ  ОЧЕНЬ БЛАГОТВОРНО ДЕЙСТВУЕТ НА  СОЗНАНИЕ… ВСЕ ДОЛЖНЫ СЕЙЧАС  ЗАНЯТЬСЯ ПОИСКОМ ЭТОГО МЕСТА,  ПОТОМУ ЧТО ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО ДЛЯ  БУРЯТИИ, ДЛЯ ЕЁ БУДУЩЕГО».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
На фото: заместитель главы администрации города Северобайкальск проводит для Геше Тинлея экскурсию по северному берегу Байкала

    В качестве одного из кандидатов при  выборе места будущего медитационного  центра Учителю был предложен северный  берег Байкала, и Геше Тинлей совершил  поездку вместе с некоторыми бурятскими  ученикам в Северобайкальск, чтобы самому  увидеть те места. Как только самолет,  которым Геше-ла летел из Улан-Удэ,  приземлился в Нижнеангарске, стали мягко  падать крупные хлопья снега. Геше-ла сказал:  «Наги приветствуют». Дорога из аэропорта  Нижнеангарска до города Северобайкальск  шла берегом Байкала, и Геше-ла сделал по пути  остановку, чтобы сделать ритуал угощения  нагов, водных духов Байкала. Исчезли  снежные хлопья, показалось солнце, и все  времяпребыванияУчителявСеверобайкальске  там стояла прекрасная погода. Учитель  провел в Северобайкальске ряд встреч – с  администрацией и общественностью, дал  учение.     Северный Байкал очень понравился  Геше-ла: прекрасный вид, тишина и покой.  К тому же администрация Нижнеангарска  и Северобайкальска оказала очень хороший  прием Учителю и обещала поддержку в  создании медитационного центра. Но, к  сожалению, этим планам не было суждено  осуществиться: неожиданно их претворению  воспрепятствовал Тензин, помощник Ело  Ринпоче, заявив автору этих строк, что в  Северобайкальске будет построен центр Ело  Ринпоче. После той поездки у Геше Тинлея  появился новый ученик Федор Гайворонский  из Северобайкальска.

 

 

Счастливые времена первых ретритов в Курумкане  (1   )

 

После своей поездки в Индию на Лосар  в начале 1999 года Геше Тинлей объявил,  что гадание, проведенное по его просьбе в  Индии, показало, что наиболее подходящим  для создания медитационного центра местом  является место, по описанию похожее на  Курумкан. Там и было решено строиться.  В течение нескольких лет рядом с дацаном  Баргузинской  долины  вырос  поселок  ритодных домиков. С 1 по 7 июля 1999 года в  Улан-Удэ Геше Тинлей начал комментарий  к тексту Чже Цонкапы «Три основы пути» и  дал советы для медитации в затворничестве,  которые вышли отдельной брошюрой в Улан-  Удэ и вошли в книгу «Нендро», изданную       Счастливые времена первых ретритов в Курумкане  (1   )    центром Ламы Цонкапы. С 15 по 20 августа  1999 года состоялся коллективный ретрит в  Курумкане, посвященный Ламриму. После  этого Учитель ушел в затворничество, которое  должно было длиться шесть месяцев. Но  через месяц затворничество было прервано  по просьбе Его Святейшества Богдо-гэгэна,  который приехал из Монголии в Бурятию и  просил Геше-ла, хотя официально с апреля  1999 года Геше-ла уже не занимал больше пост  духовного представителя его Святейшества  Далай Ламы, сопровождать его в поездках по  Бурятии, Туве и другим местам России.         Надо сказать, что та поездка Богдо-багши  в Монголию была его первым визитом туда, и  она была организована при непосредственном  участии Геше Тинлея, которому пришлось  преодолеть большие препятствия, чтобы визит  всё же состоялся. Геше-ла доставил Ринпоче в  Улан-Батор и после этого приехал в Курумкан.  Он полагал, что монгольские ученики смогут  добиться для Богдо-багши вида на жительство  в Монголии. Но не получилось. И с тех пор,  несмотря на всё возрастающее количество  монгольских учеников Богдо-багши и даже на  признание его в качестве Учителя со стороны  руководства нынешней монгольской Сангхи,  им не удается организовать новый визит  Богдо-багши в Монголию. Причины тому –  политического характера – и их, к сожалению,  поканеудаетсяпреодолеть,хотяХалхаРинпоче  открыто заявляет, что не имеет никаких  притязаний – ни в качестве перерожденца  Богдо-хана, ни в качестве главы буддийской  церкви Монголии, Богдо-гэгэна, а чувствует  свою  ответственность  за  монгольских  буддистов в качестве их духовного наставника.  Так что, в силу этих обстоятельств, медитация  Геше Тинлея оказалась прерванной. Он  сопровождал Халха Ринпоче в его поездке  по России. Из Бурятии они поехали в Кызыл  и пробыли там с 28 октября по 10 ноября.  Проводив Богдо-багшу, Геше-ла возобновил  даяние учения. С 8 по 14 декабря 1999 года он  продолжил в Бурятии учение о Трех основах  Пути. Хотя срок официальных полномочий  Геше Тинлея истек в апреле 1999 года, данный  этап его деятельности в качестве духовного  Учителя в России получил свое логическое  завершение лишь год спустя. В течение 2000  года Геше-ла продолжал давать учение,  стараясь успеть передать своим российским  ученикам как можно более полную систему  наставлений, чтобы они смогли далее, без  него, самостоятельно выполнять практику  Дхармы и развиваться. Ибо, несмотря на все  просьбы учеников не покидать их, он твердо  решил возвращаться в горы к своей медитации,  чтобы сдержать слово, данное им когда-то  Пано Ринпоче. Пано Ринпоче взял с него  клятву, что он всю жизнь будет медитировать  в горах. Позднее Учитель признавался, что  планировал тогда, в конце 2000 года, навсегда  покинуть Россию.       Наиболее  значительными  духовными  событиями для учеников Геше Тинлея в 2000  году стали его учения о Махамудре (линия  Венсапы) и комментарий к «Бодхичарья-  аватаре» Шантидевы. Трехдневные ретриты  по Махамудре прошли в Иркутске (31 мая  – 1 июня 2000), Бурятии (с. Хурумша, 9–11  июня 2000), Туве (курорт «Чеддер», 26–28  мая 2000), Москве (пансионат «Лесное»,  24–28 ноября 2000). Коллективные ретриты  – это насыщенная передача Дхармы, а также  – много радости, веселья, песен, костров,  пикников. Геше Тинлей решил провести в  2000 году трехдневные ретриты по Махамудре  в ряде городов России, хотя в прошлом  учение Махамудры давалось ученикам лишь  после того, как в потоке сознания были  установлены необходимые основы. Геше-  ла решился даровать передачу Махамудры  из-за опасений, что чистая линия этого  учения может не дойти до его учеников,  или они могут обратиться к загрязненным  источникам, ибо в сегодняшние дни на Западе  получили широкое распространение именно  нечистые линии передачи учений Дзогчен  и Махамудра. Это учения, противоречащие  коренным текстам. Ради пользы своих  учеников, чтобы – благодаря полученным  благим отпечаткам наставлений, относящихся  к линии преемственности чистого учения  Махамудры, носителем которого является  Его Святейшество Далай Лама, – ученики  в будущем смогли отличать подлинные  наставления от наставлений неподлинных,  Геше Тинлей дал учение Махамудры своим  ещё незрелым ученикам.
    Ученикам досточтимого Геше Тинлея также  посчастливилось в этот период получить  его комментарий к философской поэме  «Бодхичарья-аватара» великого индийского  Мастера Шантидевы, который Учитель  намеренно не закончил до своего отъезда в  Индию. Этим самым был создан благой знак  взаимозависимого возникновения – знак  того, что Учитель вернется и продолжит  комментарий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            На фото вверху: рерит в Курумкане (1   )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На фото : времена первых трехдневных ретритов в Туве

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
На фото: ритуал испрошения расположения сахюсанов (Курумкан)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На фото: Геше-ла и Даши Джамцо на пикнике в Бурятии (п. Сотниково)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Геше-ла любит активный отдых

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

пикник в Калмыкии

 

 

 

 

В перерывах между сессиями Дхармы в Калмыкии. Геше Тинлей на своих лекциях в Улан-Удэ высказывал восхищенные слова о калмыцких бабушках, которые, несмотря на тяжелые репрессии, сохранили чистую веру

 

 

 

 

 

 

 

 

      Тем самым он показал, что буддизму не  свойственен догматизм, и что нет незыблемых  традиций, которые нельзя было бы изменить  или нарушить из сострадания к существам. В  прошлом тибетским Ламам тоже приходилось  нарушать традиции и даже свои клятвы,  когда это было необходимо в интересах  сохранения Дхармы и ради пользы существ.  Благодаря   «обещанию,   выброшенному  на ветер», оказались сохранены многие  уникальные устные инструкции. Вот и Геше  Тинлей из сострадания к своим российским  ученикам объясняет им некоторые тайные  учения и делает это слишком подробно, идя  вразрез с традицией давать инструкции очень  ограниченному числу людей. Следует учесть  также и то, что в этот период, о котором  идет речь, Геше Тинлей собирался навсегда  покинуть Россию, хотя не признавался в этом  ученикам.      «ВЫ НЕ ДОЛЖНЫ ДУМАТЬ, ЧТО  ПОЛУЧАЕТЕ ЭТИ ДРАГОЦЕННЫЕ  УЧЕНИЯ БЛАГОДАРЯ СВОЕЙ  ХОРОШЕЙ КАРМЕ. ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ ИХ  БЛАГОДАРЯ ДОБРОТЕ УЧИТЕЛЕЙ. ВЫ  ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ, ЧТО ВАШИХ  УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ  НЕДОСТАТОЧНО ДЛЯ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ  И, ТЕМ БОЛЕЕ, ДЛЯ ИХ ПРАКТИКИ.  НО СО ВРЕМЕНЕМ ВЫ СТАНЕТЕ  ПОДХОДЯЩИМИ СОСУДАМИ... ВЫ  ПРИДЕТЕ К ТОМУ, ЧТО СТАНЕТЕ  ПРАКТИКОВАТЬ СУТРУ И ТАНТРУ В  ТЕЧЕНИЕ ОДНОЙ МЕДИТАТИВНОЙ  СЕССИИ».      Во время ретритов по Махамудре Геше  Тинлей объяснил также, каким образом  ученики могут практиковать необычную  Гуру-йогу.      «МОЖЕТ БЫТЬ, ВЫ И НЕПОДХОДЯЩИЕ  ДЛЯ ЭТОГО СОСУДЫ, НО Я  ВИЗУАЛИЗИРУЮ ВАС В КАЧЕСТВЕ  ПОДХОДЯЩИХ СОСУДОВ. ИНАЧЕ  Я УМРУ, ТАК И НЕ ПЕРЕДАВ ВАМ  ЭТИ НАСТАВЛЕНИЯ, А ВЫ МОЖЕТЕ  ПОТЕРЯТЬ ИНТЕРЕС К ДХАРМЕ».         В контексте Махамудры и необычной гуру-  йоги Геше Тинлей дал, пожалуй, единственный  раз, инструкции к практикам, порождающим  сиддхи силы и гневные сиддхи, позволяющие  усмирять вредоносных людей или духов,  чинящих препятствия Дхарме. И предупредил,  что эти техники должны применяться  исключительно с мотивацией сострадания! А  вообще-то сам Геше-ла никогда не применяет  гневных методов и не обучает им своих  учеников. Даже защитные практики он не  применяет, поскольку его мотивация – это  сострадание и любовь. Давая учение людям,  Геше Тинлей как бы в шутку допускает, что  рядом с людьми могут находиться и духи,  ориентируется в своем даянии Дхармы и на  учеников, не являющихся людьми.  С 1 по 17 сентября 2000 в Курумкане  состоялся Третий летний всероссийский  ретрит: Учитель давал наставления по  Ламриму – о практиках «малой личности»,  а также даровал ванг Ямантаки и дженанг  Сарасвати (Янжима).  В течение семнадцати дней в 2000 году в  Курумкане Геше Тинлей дал интенсивный курс  учения – «Три основы Пути» и наставления о  том, как практиковать Ламрим, посвящение в  Тантру Ямантаки, комментарий к обширной  практике Ямантаки (Кедрим и Зогрим), учение  «Махамудра» (в традиции школы Гелуг, линии  Венсапы). Такой курс ученики не смогли бы  получить даже в Индии.        «ВЫ НЕ НАШЛИ БЫ ТАМ МАСТЕРА,  КОТОРЫЙ СОГЛАСИЛСЯ БЫ ДАТЬ  ВАМ ЭТИ УЧЕНИЯ. ЭТИ МАСТЕРА  ОЧЕНЬ СТРОГО ХРАНЯТ СВОИ ТАЙНЫ.  Я ТОЖЕ ДОЛЖЕН БЫ ВЕСТИ СЕБЯ  ТАК, НО БОЮСЬ, ЧТО ЕСЛИ БУДУ  ВЕСТИ СЕБЯ КАК ПАНО РИНПОЧЕ, ТО  ЧИСТОЕ УЧЕНИЕ БУДЕТ УТРАЧЕНО. Я  ДАЮ ВАМ ЭТО УЧЕНИЕ НЕ ПОТОМУ,  ЧТО СЧИТАЮ ВАС ПОДХОДЯЩИМИ  СОСУДАМИ, А ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ВЫ  ИМЕЛИ КАРТУ, С ПОМОЩЬЮ КОТОРОЙ  СМОЖЕТЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В  БУДУЩЕМ И ОТЛИЧАТЬ ПОДЛИННОЕ  УЧЕНИЕ ОТ НЕПОДЛИННЫХ».
    Перед дарованием Посвящения в Ямантаку  ГешеТинлейсосвойственнойемускромностью  сказал,  что  не  является  полностью  квалифицированным мастером, поскольку не  обладает полными реализациями в Дхарме, но  все же имеет тот минимум качеств, которыми  должен обладать в наши дни тантрический  мастер, чтобы иметь правомочность на  проведение церемоний посвящения в Тантру.        «КРОМЕ ТОГО, ДОЛЖНО ИМЕТЬСЯ  РАЗРЕШЕНИЕ ОТ СОБСТВЕННОГО  УЧИТЕЛЯ НА ДАРОВАНИЕ  ПОСВЯЩЕНИЯ УЧЕНИКАМ.  НЕСКОЛЬКО ЛЕТ НАЗАД ГЕШЕ КЕНСУР  УРГЬЕН РИНПОЧЕ В ИНДИИ ДАЛ МНЕ  РАЗРЕШЕНИЕ НА ЭТО. ОН СКАЗАЛ:  «ТЫ ДАЛ СВОИМ УЧЕНИКАМ ВСЕ  ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ  В ТЕЧЕНИЕ ПЯТИ ЛЕТ, ГОТОВИЛ  ИХ, УЧИЛ ОСНОВАМ, ЗАЛОЖИЛ  ФУНДАМЕНТ, ПОЭТОМУ МОЖЕШЬ  ДАТЬ ЭТО ПОСВЯЩЕНИЕ». НО, ТЕМ  НЕ МЕНЕЕ, Я СТАРАЮСЬ ДАВАТЬ  ПОСВЯЩЕНИЕ КАК МОЖНО РЕЖЕ».        Объясняя механизм Посвящения, Геше-  ла сказал, что ванг – это встреча двух умов  – Учителя и ученика, в потоке сознания  которого зародились чувство Прибежища и  Бодхичитта, и что никакой сосуд посвящения,  ритуальная бумба, не способна даровать  Посвящение, если не состоялась такого рода  встреча. В последующие годы, несмотря на  постоянные просьбы учеников о Посвящении  в Ямантака-тантру, Геше Тинлей неизменно  отказывается. Причины – в том, что Учитель  убедился: большинство учеников всё ещё  не стали подходящими сосудами не только  для практики Тантры, но и вообще для  буддийской практики, а также в том, что  Учитель всегда предпочитал прежде и  продолжает предпочитать даровать ученикам  благословения божеств – дженанги, а не ванги.  Посвящения, ванги, связаны с принятием  тантрических   обязательств,   нарушение  которых чревато тяжелыми кармическими  последствиями. Таким образом, к концу 2000  года досточтимый Учитель Геше Джампа  Тинлей передал российским ученикам все         сущностные наставления по Сутре и Тантре,  необходимые и достаточные для практики  Дхармы.        «ДАЖЕ ЕСЛИ ВЫ ПОЕДЕТЕ В ИНДИЮ,  ТО НЕ СМОЖЕТЕ ПОЛУЧИТЬ ТАМ  БОЛЕЕ ДЕТАЛЬНЫХ СУЩНОСТНЫХ  НАСТАВЛЕНИЙ. ВОЗМОЖНО, ПО  ЛОГИКЕ ВЫ СМОЖЕТЕ ПОЛУЧИТЬ  БОЛЕЕ ПОДРОБНЫЕ ЗНАНИЯ, НО НЕ  НАСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ ПРАКТИКИ. НЕ  ИЩИТЕ ДХАРМУ ВСЮ ЖИЗНЬ. Я ДАЛ  ВАМ МАТЕРИАЛ, КОТОРОГО ВАМ  ХВАТИТ НА ШЕСТЬ ЛЕТ ПРАКТИКИ».        По этой причине Геше-ла не рекомендует  своим ученикам уезжать надолго в Индию, так  как знает, что они могут напрасно потратить  там время, вместо того чтобы заниматься  здесь, в России, эффективной практикой.  При этом следует понимать, что Геше-ла не  относится критически вообще к возможности  обучения Дхарме тех людей, которые живут  в Индии или приезжают туда на жительство.  Речь идет о российских людях.        «Я ГОВОРЮ О ВАС – ЧТО ВЫ, ЕСЛИ  ПОЕДЕТЕ В ИНДИЮ, МОЖЕТЕ  НАПРАВСНО ПОТЕРЯТЬ ТАМ ВРЕМЯ.  ДЛЯ ВАС ЛУЧШЕЕ МЕСТО – ЗДЕСЬ, В  РОССИИ».
    Геше   Тинлей   был   первоначально  направлен в Россию на четыре года, но в  силу обстоятельств его полномочия были  продлены ещё на год. После этого Геше-ла  откладывал свой отъезд в Индию по просьбе  учеников и продолжал даяние Дхармы, пока в  пансионате «Лесное» в декабре 2000 года он  не объявил, что уезжает на два года – с тем,  чтобы вернуться к своей медитации и сдержать  слово, данное своему Учителю. На самом деле  он уезжал тогда, приняв решение навсегда  остаться в Гималаях и осуществить свой план  – уйти в отдаленные горы, порвав все связи  с прежним миром. После этого он совершил       прощальную поездку по некоторым из Дхарма-  центров (Бурятия, Иркутск, Тува), где дал  наставления о смысле жизни и комментарий  к «Бодхичарья-аватаре» Шантидевы. Его  прощальным напутствием перед отъездом  в Индию было наставление о преданности  Гуру, о том, что ученики должны понимать  масштаб своего Гуру – Его Святейшества  Далай Ламы: он – одной природы с Тимей  Палденом, Учителем всех Трех Миров, и един  с двумя его проявлениями – с Гуру Ринпоче и  Ламой Цонкапой.           «Я В СВОИХ СНАХ МНОГО РАЗ ВИДЕЛ  ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВО ДАЛАЙ ЛАМУ  КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ГУРУ РИНПОЧЕ.  ЕСЛИ БЫ ВЫ ОБЛАДАЛИ ОСОБЫМ  ЗРЕНИЕМ, ТО УВИДЕЛИ БЫ, КАКОЕ  НЕОБЫЧНОЕ СВЕЧЕНИЕ ИСХОДИТ ОТ  НЕГО. МОЙ ОТЕЦ БЫЛ ОРАКУЛОМ, И  КОГДА ОН БЫЛ В СОСТОЯНИИ ТРАНСА,  ЧЕРЕЗ НЕГО Я ОБРАЩАЛСЯ К ОЧЕНЬ  ВЫСОКИМ ЗАЩИТНИКАМ ДХАРМЫ  С ВОПРОСОМ ОБ ИМЕНИ ТОГО  СУЩЕСТВА, КОТОРОЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ  КАК ДАЛАЙ ЛАМА. НО ЭТИ ВЫСОКИЕ  ЗАЩИТНИКИ ДХАРМЫ ДАЖЕ НЕ  ОСМЕЛИЛИСЬ ПРОИЗНЕСТИ ЕГО  ИМЯ, А ЛИШЬ СКАЗАЛИ: «ЭТО  ВЛАДЫКА ВСЕХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ И  БОЖЕСТВЕННЫХ СУЩЕСТВ, ЦАРЬ  УЧЕНИЯ».        Вера досточтимого Геше Тинлея в своего  Учителя, Его Святейшество Далай Ламу,  поистине безгранична. Он без тени сомнения  убежден в том, что Его Святейшество является  Буддой. По его собственному признанию, он  одинаково почитает всех своих Учителей, но к  Его Святейшеству испытывает особые чувства.  Свою же роль – духовного представителя  Его Святейшества и духовного наставника  российских буддистов – Геше Тинлей  связывает с функцией посредника и часто  говорит, что это не он сам дает учение, а он  лишь предоставляет, как тибетский оракул,  свое тело, для того чтобы передавать в России  учение Его Святейшества Далай Ламы. Себя он  считает лучиком света, источником которого  является любящее сердце Далай Ламы.
   

 

Ритуал Женсрег в Кижингинском дацане.
Геше Тинлей сидит спиной к нам

 Во время своей пятилетней работы в статусе  духовного представителя Его Святейшества  Далай Ламы и в тот период, когда он работал  – вплоть до отъезда из России в январе 2001  года – в качестве советника Центра тибетской  культуры и информации по делам культуры и  религии Тибета, Геше Тинлей занимался не  только даянием Дхармы. На основе его лекций  в разных городах России было издано более  сорока книг. Геше-ла активно участвовал в  духовной, общественной, культурной жизни  России. С его участием проходили церемонии  освящения храмов, большие религиозные  мероприятия и ритуалы. Так, например, он  руководил освящением места будущего храма  Цеченлинг в Туве, освящением места будущего  буддийского храма в Москве, принимал  участие в освящении места дацанского  комплекса и в открытии Дуйнхор-дугана  на Березовке в Улан-Удэ, совершает также  паломничества по святым местам и дацанам  Бурятии. Несколько раз он посещал вместе с  учениками Эгитуйский дацан, где находится  священная статуя Зандан Жуу,

 

 

 

 

Геше-ла вместе с учениками совершил паломничество к субургану Соодой–ламы (Курумкан)

 

 

 

 и в один из первых приездов, в середине 90-х годов, он  давал там учение.  Во время поездок по Агинскому округу  Геше-ла   совершал   паломничество   к  священной горе Алхана, где, по преданию,  находятся невидимые резиденции божеств  Чакрасамвара и Ваджрайогини, где бурятские  мастера в прошлом занимались медитацией  Ямантаки. Он не один раз в те годы посещал  Кижингу, участвовал вместе с бурятскими  священнослужителями   в   религиозных  службах.

 

 

 

Геше Тинлей на церемонии открытия Дуйнхор-
дугана на Верхней Березовке

 

 

 

 

 

 

Геше Тинлей посетил Усть-Орду и дацан, который расположен при въезде в село. На фото справа от Геше-ла – Доржи-лама Цыденов, слева – Иван Мануйлов, построивший на свои средства дацан в Усть-Орде, а также представители администрации округа, Б. Дондоков, С. Столов, В. Рудашевская – члены иркутской общины «Атиша»

Так, в 1996 году в Кижинге состоялся    Геше Тинлей на церемонии открытия Дуйнхор-  дугана на Верхней Березовке         Геше Тинлей посетил Усть-Орду и дацан, который  расположен при въезде в село. На фото справа  от Геше-ла – Доржи-лама Цыденов, слева – Иван  Мануйлов, построивший на свои средства дацан в  Усть-Орде, а также представители администрации  округа, Б. Дондоков, С. Столов, В. Рудашевская  – члены иркутской общины «Атиша»      коллективный тантрический ритуал Женсрег  (Огненная пуджа), который проводили  бурятские священнослужители во главе с  Хамбо-ламой Д. Аюшеевым. Были приглашены  Геше Тинлей и другие тибетские Ламы. Это  был один из первых ритуалов такого рода,  состоявшихся после перерыва в 70–80 лет.

 

Геше Тинлей руководил церемонией освящения места строительства буддийского храма в Москве

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель
проводит
ритуалы, но для него они – как соль, добавляемая в пищу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Геше-ла ездит по отдаленным
селениям
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Встреча в
Тувинском государственном университете(Кызыл, 1   )

 

 

 

 

 

 

    Досточтимый Геше Тинлей с самого начала  своей деятельности в России придавал и  сейчас продолжает придавать особое значение  работе с детьми и молодежью, преподаванию  буддийской философии в университетах.  Он встречался во время визитов в  Бурятию, Калмыкию, Туву, Новосибирск со  студентами и преподавателями Тувинского  госуниверситета, БГУ, Филиала НГУ в Улан-  Удэ (ныне – Восточный факультет БГУ). Он проводит также регулярные встречи с  учеными – в Академгородке (Новосибирск),  в Институте монголоведения, буддологии  и  тибетологии  Сибирского  отделения  РАН (Улан-Удэ), в ТНИИЯЛИ (Кызыл).  Особое внимание Геше-ла уделяет в своей  деятельности социальным аспектам. Он  регулярно посещал пациентов больниц,  заключенных в тюрьмах, обитателей Домов  инвалидов и престарелых, детские приюты.

 

Впервые президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов посетил Дхарамсалу вместе с Геше Тинлеем в первые годы деятельности Геше Тинлея в России. Тогда президент Калмыкии был в первый раз принят Его Святейшеством
Далай Ламой в его резиденции вместе с Геше Тинлеем. С тех пор он – желанный гость в Дхарамсале

 

 

 

 

 

Кирсан Николаевич Илюмжинов сохраняет все
эти годы дружбу с досточтимым Геше Тинлеем и
оказывает ему поддержку во всех его благородных
делах ради возрождения Дхармы в Калмыкии

В Калмыкии и Туве он востребован в  качестве духовного советника и наставника  Президентов этих Республик и руководителей  Правительства, а также некоторых депутатов  Госдумы и республиканских парламентов.  Руководство этих республик оказывало  и   оказывает   постоянную   поддержку,  организационную    и    материальную,  деятельности досточтимого Геше Тинлея         по распространению Дхармы. Так, в самые  первые годы его пребывания в России  Президент Республики Тыва Шериг-оол  Дизижикович Ооржак учредил специальный  фонд для финансирования буддийских  изданий. В рамках этой республиканской  программы, по заказу Министерства культуры  Республики Тыва издательство «Ясный  Свет» в Санкт-Петербурге опубликовало  одну из первых книг Геше Тинлея – «Тантра:  Путь к Пробуждению». В июле 1996 года  состоялась её общественная презентация в  Кызыле. Лекции досточтимого Геше Тинлея  переводятся на тувинский язык и издаются  в Туве большими тиражами. Они приносят  огромную пользу тувинскому народу. На  состоявшемся в Кызыле 27 декабря 2000 года  ритуале благословения божества Манджушри  присутствовал Президент Республики Тыва  Ш.Д. Ооржак. Он от имени Правительства  Республики Тыва и верующих поблагодарил  досточтимого Учителя за большой вклад в дело  возрождения буддизма и за чистосердечную  заботу обо всех жителях Тувы. Он вручил  ему медаль Республики Тыва «За доблестный  труд». В Бурятии ситуация обстояла всегда  несколько иначе, пока президентом Бурятии  был Л.В. Потапов, который ни разу так и не  встретился с досточтимым Геше Тинлеем

 

 

Геше Тинлей
подарил В.Б. Саганову в знак
своего благословения белый хадак (1   )

 

 

и ни разу не поддержал ни одного духовного  мероприятия, организованного им и его  учениками. Но руководство Республики  Бурятия всё же не может не признать вклада  Учителя в дело возрождения буддийской  культуры. С несколько большим пониманием  относились и относятся к его деятельности депутаты Народного Хурала. Геше-ла был  принят в качестве гостя спикером парламента  Бурятии  А.Г.  Лубсановым.  Известный  государственный и общественный деятель,  бывший глава Правительства Республики  Бурятия, руководитель одного из Комитетов  Народного Хурала В.Б. Саганов имел в 1998 году  теплую встречу с досточтимым Геше Тинлеем.  Он нанес ему визит в гостиничном номере, где  останавливался прежде Геше Тинлей, и они  беседовали о настоящем и будущем Бурятии.  Владимир Бизьяевич баллотировался в ту  пору на пост Президента Республики Бурятия  и произвел на Геше Тинлея впечатление очень  искреннего, честного и сильного человека,  достойного лидера Бурятии. И когда Геше-  ла через год после этого узнал о его смерти,  то был поражен этой преждевременной  кончиной.  Некоторые депутаты Народного Хурала  РБ, в частности, А.С. Скосырская, и мэр г.  Улан-Удэ Г.А. Айдаев хорошо знакомы с ним  и оказывают поддержку его инициативам в  духовной области – в проведении Фестивалей  буддийской культуры, в праздновании дня  рождения его Святейшества Далай Ламы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Пресс-конференция в Улан-Удэ (1   )

Слева от Геше Тинлея – директор Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, член-корреспондент РАН, проф. Б.В. Базаров, справа – заведующая Центром восточных рукописей и ксилографов Бурятского научного центра, д. и. н. Ц.П. Ванчикова

 

и других мероприятий. Во время одной из  встреч в Администрации г. Улан-Удэ мэр Г.А.  Айдаев торжественно вручил Геше Тинлею  знак «Почетный гость города». Геше-ла  проводит регулярные пресс-конференции  в буддийских республиках, дает интервью  на телевидении и радио. Постоянную  информационную поддержку деятельности  Геше-ла обеспечивает газета «Буряад Yнэн»,  которая регулярно печатает материал его  лекций и помещает информацию о его  деятельности, статьи Н. Бадмаринчинова об  Учителе, а также телеканал «Ариг Ус».  Несколько раз в течение этого времени,  пока Геше Тинлей живет в России, он  посещал во время своих приездов в Бурятию  Бурятский научный центр, встречался с  директором  Института  монголоведения,  буддологии и тибетологии и ведущими  специалистами – исследователями буддизма.  Вообще говоря, досточтимый Геше Тинлей,  как истинный ученик Его Святейшества  Далай Ламы, очень хорошо ориентируется  в современной научной проблематике и во    В 1    году, когда Геше Тинлей с учениками  находился в Курумкане, в Бурятию приехала  американская исследовательница Ева Фридман.  Узнав от бурятских коллег, что в Курумкане  возрождается буддийская традиция проведения  медитативных затворничеств, она приехала  в Курумкан, чтобы встретиться с Геше Тинлеем  и взять у него интервью         время своих лекций постоянно обращается  к научным фактам и теориям, подчеркивая  научную сторону буддизма и точки его  соприкосновения с современной наукой.  С самого начала деятельности в качестве  официального духовного представителя Его  Святейшества Далай Ламы досточтимый  Геше Джампа Тинлей вел большую работу  по привлечению внимания российской  общественности к культуре Тибета и к  тибетскому вопросу. В Москве, Бурятии,  Калмыкии, Туве и других городах по  его инициативе регулярно проходили и  продолжают проходить мероприятия по  торжественному празднованию дня рождения  его Святейшества Далай Ламы, Недели Тибета,  Месячник Тибета, Фестивали, посвященные  Тибету и буддийской культуре. Ежегодно  25 апреля, в день рождения Одиннадцатого

В 1    году, когда Геше Тинлей с учениками
находился в Курумкане, в Бурятию приехала
американская исследовательница Ева Фридман.
Узнав от бурятских коллег, что в Курумкане
возрождается буддийская традиция проведения
медитативных затворничеств, она приехала
в Курумкан, чтобы встретиться с Геше Тинлеем и взять у него интервью

 

 

 

 

Посещение
Республиканского
интерната для инвалидов и престарелых
(Улан-Удэ):
Досточтимого
Геше Тинлея
встречает
директор интерната

 

 

 

 

 

Панчен Ламы Гедун Чокьи Нимы, судьба  которого остается неизвестной все эти долгие  годы, после того как в шестилетнем возрасте  в 1995 году он вместе с родителями был  заключен под арест китайскими властями,  Геше Тинлей и его ученики проводят в разных  городах акции в поддержку международной  кампании  в  защиту  Панчен Ламы. 25 апреля  1997 года прошло два  года, как «исчез» Панчен  Лама Гедун Чокьи Нима,  распознанный     Его  Святейшеством Далай  Ламой, а вместо него  китайскими  властями  был утвержден в качестве  Панчен Ламы XI другой  мальчик, Норбу Гьялцен,  которого сами тибетцы  не признают подлинной  реинкарнацией Панчен  Ламы,   «Бодхисаттвы  Смутного Времени», как  они называют Панчен  Ламу X. В этот день  лично Геше Тинлей и его  ученики из Московского  центра Ламы Цонкапы,         из Бурятии и других городов провели  трехдневную мирную акцию – голодовку  протеста  против  действий  китайских  властей. Акция состоялась около китайского  посольства. Досточтимый Геше Тинлей и его  ученики молились и читали мантру «Ом мани  падме хум».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       

Руководитель Центра тибетской культуры и информации г-н Нгаванг навестил Геше Тинлея во время акции голодовки около Китайского посольства. Геше Тинлей провел акцию голодовки в течение трех дней возле китайского посольства, несмотря на то, что в это время был болен язвенной болезнью желудка (1   )

 

Акция в Москве

 

Досточтимый Геше Тинлей был и остается  главным организатором всех мероприятий,  проводимых в России в защиту Тибета все  эти пятнадцать лет – не только тогда, когда  он занимал официальный пост духовного  представителя, но и теперь, когда он не  занимает никаких постов в Московском центре  тибетской культуры и информации. Ежегодно  он и его ученики проводят митинги, пикеты,  сборы подписей в защиту Панчен Ламы, с  требованием выдачи российской визы Его  Святейшеству Далай Ламе и другие акции в  поддержку свободы Тибета.

 

 

Ежегодно 10 марта и 2 апреля в Москве и других
городах проходят мирные акции в поддержку Тибета и за решение тибетского вопроса

 

 

 

 

 

 

Шествие в защиту Панчен Ламы (Улан-Удэ, 1   )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       2 апреля 1    года в Улан-Удэ состоялась трехдневная акция голодовки и демонстрация в поддержку международной кампании в защиту Панчен Ламы Гедуна Чокьи Нимы

 

        <-Назад                ->Читать далее                      <-Биография   

 

 

 Магазин издательства

      Дже Цонкапа