2002–2008. Духовная миссия Учителя продолжается
Наиболее значительным событием следующего, 2002 года, для учеников досточтимого Геше Джампа Тинлея стала поездка большой группы учеников из многих городов России в Индию для участия в Посвящении Калачакры, которое с 21 по 29 января 2002 Его Святейшество Далай Лама должен был даровать в Бодхгайе, месте достижения Буддой Шакьямуни Просветления.
Российские паломники ехали в Индию, зная, что их Учитель также прибудет в Бодхгайю, и тем больший смысл для них имела эта поездка. Они в первый же день отыскали Геше Тинлея в многотысячной толпе тибетских монахов, заполнивших улицы Бодхгайи. Вера Гармаевна Дашипылова увидела его раньше всех. Все вместе, Учитель и ученики, сделали в этот же вечер первое обхождение Ступы Махабодхи, воздвигнутой рядом со священным деревом бодхи, под которым Будда Шакьямуни обрел высшее Просветление. Это дерево несколько раз вырубали под корень во времена мусульманского завоевания Индии, но оно снова вырастало из сохранявшихся глубоко в земле корней, и в настоящее время это дерево является памятником всемирного культурногонаследия,охраняемым ЮНЕСКО.
Совершить вместе с Учителем паломничество к местам, о которых рассказывал Геше-ла, поклониться статуе Тары, заговорившей, по преданию, с Атишей, когда он делал обхождение святынь в Бодхгайе, увидеть всё собственными глазами, шагать по земле, на которую ступала нога Будды, и чувствовать благословение Святой Земли – это было большое счастье!
На следующий день россияне вместе с Геше- ла совершили поездку к Коршуньей Горе, где Буддой было дано самое его глубокое учение – «Праджняпарамита», а также совершили паломничество к развалинам знаменитого древнеиндийского монастыря Наланда, традиции которого были восприняты буддистами Тибета, а также Монголии, Бурятии, Тувы, Калмыкии. На Коршуньей горе Геше-ла совершил погружение в медитацию, а в Наланде вместе с учениками он помолился – тем самым были созданы благие знаки взаимозависимого происхождения. Посетив раскопанные археологами развалины Наланды, одного из самых старых буддийских университетов Индии, возникшего на много веков раньше, чем известные европейские учебные заведения, российские паломники почувствовали свою сопричастность к великой буддийской цивилизации. Собственными глазами они увидели то благословенное место, где жили и создавали свои труды великие индийские Ачарья, чья мудрость и знания передаются по линии преемственности Учителей до сих пор. Именно здесь жил Шантидева, знаменитую философскую поэму «Бодхичарья-аватара» он проповедовал монахам этого монастыря – Наланды, и здесь он оставил рукопись другого произведения, «Шикшасаммучаи». То, что во время того первого паломничества в Индию Учитель Геше Тинлей сам привел учеников в эти благословенные места, сделало это паломничество исполненным ещё большего смысла: то было поклонение истокам своей духовной традиции.
К сожалению, в 2002 году церемония Посвящения в Калачакру не состоялась из-за внезапной болезни Его Святейшества Далай Ламы. Утром 24 января Его Святейшество всё же пришел на место учения и взошел на трон, но почувствовал себя плохо и после краткого наставления о необходимости чистой мотивации в праздничные дни Монлама он покинул место учения, сказав: «Если вы будете поддерживать в эти дни чистую мотивацию, то и я буду здесь вместе с вами». В последующие дни состоялись ритуальные танцы Калачакры, созерцание мандалы Калачакры и, хотя формально ритуал инициации Калачакры не состоялся, всё же паломники удостоились сущностного Посвящения. Так потом и сказали Учителя: Его Святейшество Богдо-гэгэн, Геше Намгьял Вангчен, Лама Сопа. Все тибетцы, которые съехались тогда на Калачакру из своих колоний и монастырей, расположенных в разных концах Индии, Непала, Бутана, – а это были сотни тысяч людей, десятки тысяч монахов и монахинь, – днем и ночью в течение многих дней молились о выздоровлении Его Святейшества.
В монастырях шли беспрерывныеслужбы.Российскиепаломники тоже приняли участие в круглосуточных молениях в Бодхгайе, сидя рядом с тибетцами. Они не могли не почувствовать особую духовную силу, исходящую от этих людей, живущих вдали от родных гор, которые не только бережно сохраняют в эмиграции буддийскую культуру Тибета, но и щедро делятся своим духовным богатством со всем миром. Несмотря на то, что Его Святейшество не смог дать учение и Посвящение, та поездка россиян, в которой впервые приняла участие большая группа паломников из Бурятии, Тувы, Калмыкии, была насыщена духовными событиями, встречами и учениями. В те дни давал комментарий к «Трем основам Пути», тексту Чже Цонкапы, глава школы Гелуг Ганден Трипа Ринпоче. Его Святейшество Богдо-гэгэн, приехавший на Посвящение, согласился по просьбе Геше Тинлея дать учение российским ученикам. Так как Дид- Хамбо-лама Монголии попросил Ринпоче в это время о даровании Посвящения Будды Шакьямуни, то Ринпоче дал это Посвящение также и для россиян. Оно состоялось 23 января 2002 года – как благословение трех божеств (Будда, Манджушри и Авалокитешвара). Когда российскиебуддистыпригласилиБогдо-багшу приехать в Россию, тот ответил: «Смогу я или не смогу приехать в Россию, – это не самое главное. Главное – это чтобы смог приехать в Россию Его Святейшество Далай Лама. В прошлом году Его Святейшество не смог посетить Россию, но ситуация непостоянна. Вы должны создать причины для его визита. После его визита ситуация в России может очень сильно измениться к лучшему. Результаты его визита будут огромными. В России появилось много буддийских центров. Ваша задача – сохранить Дхарму. И очень важны гармоничные отношения между членами Дхарма-центров. Если не будет гармонии, то, значит, вы не занимаетесь практикой Дхармы. Или идете в неправильном направлении. Укрепляйте постоянно свои центры. Это важно для сохранения Дхармы в России. Это – не мирская Дхарма». Геше-ла представил российских учеников своим духовным наставникам – Геше Намгьялу Вангчену и Ламе Сопа, и они тоже согласились дать учение. Учение, которое дал Геше Вангчен в январе 2002 года в Бодхгайе, оказалось очень похожим по стилю на наставления, которые дает Геше Тинлей: тоже простыми словами он говорил тогда об очень глубоких и значительных вещах и давал сущностные советы, полезные для практики Дхармы. И сам он – тоже очень скромный человек, хотя его сравнивают по масштабу духовного влияния с Атишей. И так же, как индийская Сангха не желала отпускать Атишу в Тибет, Сангха монастыря Дрепунг Лоселинг не желает отпускать Геше Вангчена в Россию. Он занимается в этом монастыре философским образованием юного перерожденца Его Святейшества Линга Ринпоче и других высоких Лам. Но Геше Тинлей не устает надеяться, что Геше Вангчен всё же когда-нибудь приедет в Россию и постоянно выражает ему просьбы от имени учеников. Во время того учения в Бодхгайе Геше Вангчен сказал: «Что касается лично меня, то, несмотря на то, что я давно, с детства, занимаюсь духовной практикой, у меня нет никаких реализаций. Но у меня были высокие, подлинные Учителя. Одно могу сказать: ум мой стал более спокойным, в нем нет волнений, когда возникают болезни и неприятности». В заключение он сказал тогда: «Его Святейшество Далай Лама послал Геше Тинлея в Россию, и Геше Тинлей внес огромный вклад в развитие буддизма». А накануне И.С. Урбанаева попросила Геше Тинлея о даровании ей монашеского посвящения, и Геше-ла ответил: «Это очень хорошо: сейчас самое подходящее время и самое подходящее для этого место. Нужно просить теперь Геше Вангчена, чтобы он, мой Учитель, провел ритуал посвящения». Поэтому в конце учения она повторила просьбу Геше Вангчену, и тот согласился. Вместе с нею тогда приняли монашеский постриг и обеты рабжунмы Надежда Дармаева и Елена Иванова. А через год, в 2003 году, когда Е. Иванова и И. Урбанаева поехали к Геше Вангчену на юг Индии, в монастырь Дрепунг Лоселинг и просили его о даровании обетов гецулмы, он принял их очень радушно и дал учение. А затем – написал рекомендательное письмо Его Святейшеству Далай Ламе и попросил его самого даровать им монашеское посвящение гецулмы. Получив письмо Геше Вангчена лично от Геше Дордже Лабдуля, ученика Геше Вангчена из Института буддийской диалектики, который впоследствии стал официальным переводчиком Его Святейшества, Далай Лама немедленно отдал соответствующее распоряжение. И Е. Иванова, И. Урбанаева получили монашеские обеты гецулмы, а присоединившийся к ним В. Лумбунов – обеты гецула во время церемонии, которую Его Святейшество Далай Лама в 2003 году провел для тибетцев. Такое стало возможным благодаря тому, что Геше Вангчен относится с большим уважением к их Учителю – досточтимому Геше Тинлею. 25 января 2002 года досточтимый Геше Тинлей с учениками посетил «Root Institute» досточтимого Ламы Сопа. Им пришлось некоторое время ожидать возвращения Ламы Сопа в его резиденцию, и когда он, наконец, появился в скверике, где Геше Тинлей сидел с учениками, Геше-ла сделал перед ним тут же, на голой земле, три простирания, поднес хадак и большую белую раковину. Тем самым он сделал благой жест взаимозависимого возникновения: это была просьба о том, чтобы продолжалось звучание Дхармы из уст Учителя. На следующий день по просьбе досточтимого Геше Тинлея досточтимый Лама Сопа дал учение для российских буддистов. Ученики Геше Тинлея преподнесли в дар Ламе Сопа изданные в Москве и Улан-Удэ книги. 27 января Геше Тинлей по просьбе своих учеников также дал наставления. Он сказал: «ВООБЩЕ-ТО НЕ ПРИНЯТО, НАХОДЯСЬ РЯДОМ СО СВОИМ УЧИТЕЛЕМ, САМОМУ ДАВАТЬ УЧЕНИЕ. НО, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, ВАЖНО СОЗДАТЬ КАРМИЧЕСКУЮ СВЯЗЬ В ТАКОМ МЕСТЕ, КАК БОДХГАЙЯ». В этой лекции Геше-ла объявил, что во время своей медитации в горах, которой он занимался в 2001 году, он решил было отправиться в уединенное место, но преданность учеников была для него как цепи на ногах. Учителя и друзья Геше-ла, медитирующие в горах, переубедили его: он изменил отношение к своему пребыванию в России. «НЕКОТОРЫЕ БОДХИСАТТВЫ СНАЧАЛА САМИ СТАНОВЯТСЯ БУДДАМИ, А ПОТОМ ПРИВОДЯТ К ЭТОМУ СОСТОЯНИЮ ДРУГИХ. ОНИ ПОДОБНЫ ЦАРЯМ. И ЕСТЬ БОДХИСАТТВЫ, ПОДОБНЫЕ ПАРОМЩИКАМ. Я, ХОТЬ И НЕ БОДХИСАТТВА, РЕШИЛ СТАТЬ ПАРОМЩИКОМ: МЫ ВМЕСТЕ С ВАМИ СТАНЕМ БУДДАМИ». Геше Тинлей решил, к радости учеников, возвращаться в Россию. После этого ещё состоялись цеванг и дженанг Ваджрасаттвы, дарованные Ламой Сопа. Встречи с этими выдающимися Ламами современности, Учителями Геше Тинлея, произвели очень сильное впечатление на умы его учеников. Они убедились в подлинности своего собственного Учителя и по тому, кто – его Учителя, они могли составить себе более адекватное, чем прежде, представление о духовном масштабе собственного Учителя.
Учитель в сопровождении монахов направляется в зал Филармонии для дарования дженанга Белой Тары (Улан-Удэ, 2002)
Были и другие интересные и значительные события во время того первого паломничества в Бодхгайю. Тогда произошло знакомство учеников Геше Тинлея с его матерью: Амала Намган, несмотря на свои преклонные годы, – ей тогда уже было за восемьдесят, – приехала вместе с другими паломниками с юга Индии на учение Далай Ламы и Посвящение Калачакры. После завершения учений в Бодхгайе, проводив Учителя, бурятские ученики совершили паломничество по другим святым местам Индии и Непала: посетили место рождения Будды – Лумбини, священную ступу Джарун Хашур в Катманду, город Шравасти, где Будда обычно давал учение, место ухода Будды в Махапаринирвану – Кушинагар, место, где Будда совершил Первый Поворот Колеса Учения – Сарнатх (Варанаси) и другие места. Ступая по священной земле, паломники чувствовали свою сопричастность к Татхагате, его непосредственное, живое присутствие и благословение. Всё это стало возможным благодаря Учителю, досточтимому Геше Тинлею. Затем уже в Дхарамсале, в резиденции Его Святейшества Богдо-гэгэна, состоялись Посвящения в практику Чод, Тантру Чакрасамвары и Ваджрайогини. С тех пор ежегодно на учение Его Святейшества Далай Ламы и Его Святейшества Богдо-гэгэна стали выезжать большие группы россиян, в том числе, жителей буддийских регионов. В 2003 году Посвящение Калачакры в Бодхгайе состоялось: её провел Его Святейшество Далай Лама. Большая группа россиян во главе с Геше Тинлеем получила тогда Посвящение. И снова были встречи с Учителями… Уже в марте 2002 года Геше Тинлей возобновил даяние Дхармы в России. Как и обещал он перед отъездом в Индию, был продолжен комментарий к «Бодхичарья- аватаре» Шантидевы.
Перед началом учения Его Святейшества Далай Ламы в Дхарамсале: сектор европейских буддистов и паломников из России – слева
Летом 2002 года состоялся Всероссийский ретрит в Курумкане, посвященный учению «Ламрим»: это были наставления по практике этапа малой личности. Во время этого учения в Курумкане Учитель сказал: «ВЕЗДЕ, КУДА ТОЛЬКО УПАДЕТ ВАШ ВЗГЛЯД, ВЫ МОЖЕТЕ ОТЫСКАТЬ ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ И БРИЛЛИАНТЫ, ПОТОМУ ЧТО ВЫ НАХОДИТЕСЬ НА ОСТРОВЕ СОКРОВИЩ. ОНИ РАЗБРОСАНЫ ПОВСЮДУ. ПОЭТОМУ СЕЙЧАС – НЕ ВРЕМЯ ОТДЫХАТЬ, НЕ ВРЕМЯ СПАТЬ. СЕЙЧАС – ВРЕМЯ СОБИРАТЬ ДРАГОЦЕННОСТИ. ТАКОЙ СЕЗОН ДУХОВНОЙ ПРАКТИКИ РЕДКО ВЫДАЕТСЯ ВАМ В ВАШЕЙ ПОВСЕДНЕВНОЙ САНСАРИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ». В течение 2003–2008 годов Учитель дал в Бурятии следующие циклы учений: в июне 2003 года, во время трехдневного ретрита на Байкале (ст. Култушная) – махаянская тренировка ума (комментарий к «Семичленному Лочжонгу» Геше Чекавы), в Улан-Удэ – лекции по «Бодхичарья-аватаре» Шантидевы.Воктябре2004года–продолжение «Бодхичарья-аватары» Шантидевы, «Шесть йог Наропы» (начало), в 2005 году – учение по буддийской логике, комментарий к «Сутре сердца Праджняпарамиты» и комментарий к практике Одиннадцатиликого Авалокитешвары (Нюнгнэ). В апреле 2006 года – комментарий к тексту «Семичленный Лочжонг» Геше Чекавы и дженанг Белой Тары. В августе 2006 года – комментарий к практике Ямантаки и «Четыре Благородные Истины», в июне 2007 года – учение «Шестнадцать аспектов Четырех Благородных Истин» и комментарий к Гуру-пудже «Лама Чопа», а также дженанг Белой Тары. С 25 июля по 5 августа
Во время учения Его Святейшества Далай Ламы в Дхарамсале – Гьялва Кармапа (крайний слева), Линг Ринпоче, Кундаминг Ринпоче и другие высокие ламы
состоялся Всероссийский ретрит по «Ламриму» в п. Гремячинск, на Байкале. На него собрались несколько сотен человек со всей России. И теперь каждый год там же, на Байкале, будут проходить летние Всероссийские ретриты по «Ламриму» и другим учениям. Наконец-то давнее желание Учителя иметь медитационный центр на Байкале начинает осуществляться… В июне 2008 года Учитель дает в зале Музыкального колледжа публичное учение о тренировке ума в повседневной жизни: это классическое учение мастеров Кадампы о противоядии к восьми мирским дхармам, умело объясняемое Учителем как «восемь дебютных ошибок». В своей резиденции досточтимый Геше-ла продолжает комментарий к Гуру-пудже «Лама Чопа». В этот раз он дает сокровенные наставления, которых прежде нигде не передавал. К наиболее значительным духовным событиям этого периода относятся ежегодные учения в Дхарамсале во время Монлама. В этот период россияне получили от Его Святейшества устные передачи текстов «Бодхичарья-аватара» и «Шикшасаммуччая» Шантидевы, «Сто тысяч песен» и «Намтар» Миларепы, «Ламрим ченмо» и «Нгагрим ченмо» Чже Цонкапы, «Лочжонг ‘Лучи солнца’» Намкха Пела и т. д. Они удостоились многих Посвящений – Гухьясамаджи, Чакрасамвары, Ямантаки (одиночного и тринадцати божеств), практики «Шестнадцать Капель Кадампы» и т. д. И если они получают все эти бесценные сокровища Дхармы хотя бы с малым пониманием их смысла и значения, то это происходит благодаря доброте досточтимого Учителя Геше Джампа Тинлея, который привил своим ученикам вкус к подлинным наставлениям в Дхарме и внушил преданность Его Святейшеству Далай Ламе.
В 2006 году в Дхарамсалу приехали несколько сотен учеников Геше Тинлея из пятнадцати Дхарма-центров для проведения Пуджи долгой жизни Его Святейшества Далай Ламы (Денщук).
Для Калмыкии и Тувы 2003 год оказался, благодаря Учителю, очень насыщен важными духовными событиями. С 3 по 24 августа состоялся Всероссийский ретрит в Калмыкии по Ламриму: Геше Тинлей дал объяснение практик средней личности. Все организационные тяготы легли на Дхарма-центр «Ченрези» и её председателя – Зинаиду Галзуновну Антонову. Большую помощь оказал Президент Калмыкии Кирсан Николаевич Илюмжинов, предоставив зал для учения Геше-ла и жилье для гостей Калмыкии в Шахматном городке. Он лично нанес визит в Шахматный городок к досточтимому Геше Тинлею, встретился с участниками ретрита.
Геше Тинлей и Кирсан Илюмжинов с бурятскими паломниками в Калмыкии (200 )
Счастливые дни ретрита. Калмыкия – 200
Другим грандиозным духовным событием стало проводившееся в России, вероятно, впервые за последние сто лет, Посвящение в Тантру Калачакры. Эту буддийскую мистерию по инициативе досточтимого Геше Тинлея, по просьбе Президента Республики Калмыкия и Председателя Правительства Республики Тыва, с официального благословения Его Святейшества Далай Ламы провел в Калмыкии и Туве осенью 2003 года Его Святейшество Богдо-гэгэн Ринпоче. В помощь ему Его Святейшество Далай Лама направил группу монахов из своего монастыря Намгьял, мастеров Тантры Калачакры. «БОГДО-ГЭГЭН РИНПОЧЕ СОГЛАСИЛСЯ ДАРОВАТЬ В ЭТОМ ГОДУ ПОСВЯЩЕНИЕ КАЛАЧАКРЫ В ТУВЕ И КАЛМЫКИИ. ЭТО ПОСВЯЩЕНИЕ ОН ДАРУЕТ ПО ПРОСЬБЕ ПРЕЗИДЕНТОВ ТУВЫ И КАЛМЫКИИ. ТО, ЧТО ЭТИ ПОСВЯЩЕНИЯ СОСТОЯТСЯ В БУДДИЙСКИХ РЕСПУБЛИКАХ, ПОЗИТИВНО ОТРАЗИТСЯ НА ВСЕЙ РОССИИ».
<-Назад ->Читать далее <-Биография